Мы уже ни раз говорили о том, что биологию нельзя учить по каким попало пособиям, потому что информация в них может не соответствовать ключам Рохлова. Как же самостоятельно разобраться, какую теорию учить к ЕГЭ по биологии? С ГИАгидом нет ничего проще. Мы систематизировали информацию из учебников федерального перечня, сверили всё с каждым заданием по КЭС, с ключами ЕГЭ по биологии к заданиям с прошедших ранее ЕГЭ, убрали "воду", и у нас получился полный гайд по биологии. Это вся теория, которую нужно знать, если собираешься сдать ЕГЭ по биологии на высокий балл. Остается только выучить все темы. Начать нужно именно с теории. Выучив только эту теорию, вы уже сможете решить ЕГЭ на высокий балл!
Из раздела КЭС 6.2 пункты Вид, его критерии и структура. Популяция как элементарная единица эволюции. Теория соответствует ключам ФИПИ.
КЭС 1.1 Современная биология – комплексная наука. Биологические науки и изучаемые ими проблемы. Фундаментальные, прикладные и поисковые научные исследования в биологии. Значение биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. Профессии, связанные с биологией. Значение биологии в практической деятельности человека: медицине, сельском хозяйстве, промышленности, охране природы.
Теория соответствует ключам ФИПИ.
Подробнее: Биология как наука. Разделы биологии. Теория для ЕГЭ по биологии
КЭС 1.2 Живые системы как предмет изучения биологии. Свойства живых систем: единство химического состава, дискретность и целостность, сложность и упорядоченность структуры, открытость, самоорганизация, самовоспроизведение, раздражимость, изменчивость, рост и развитие. Уровни организации живых систем: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Процессы, происходящие в живых системах. Основные признаки живого. Жизнь как форма существования материи
Теория соответствует ключам ФИПИ.
Подробнее: Признаки живых систем. Уровни организации живой природы. Теория для ЕГЭ по биологии
КЭС 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ. Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста.
Часть КЭС 2.1 Методы молекулярной и клеточной биологии: микроскопия, хроматография, электрофорез, метод меченых атомов, дифференциальное центрифугирование, культивирование клеток
Теория соответствует ключам ФИПИ.
Подробнее: Методы биологической науки. Теория для ЕГЭ по биологии
КЭС 2.1 Клетка – структурно-функциональная единица живого. История открытия клетки. Работы Р. Гука, А. Левенгука. Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории. Методы молекулярной и клеточной биологии: микроскопия, хроматография, электрофорез, метод меченых атомов, дифференциальное центрифугирование, культивирование клеток
Теория соответствует ключам ФИПИ.
КЭС 2.2 Химический состав клетки. Макро-, микро- и ультра-микроэлементы. Вода и её роль как растворителя, реагента, участие в структурировании клетки, теплорегуляции. Минеральные вещества клетки, их биологическая роль. Роль катионов и анионов в клетке. Биологические полимеры. Белки. Аминокислотный состав белков. Структуры белковой молекулы. Первичная структура белка, пептидная связь. Вторичная, третичная, четвертичная структуры. Денатурация. Свойства белков. Классификация белков. Биологические функции белков. Углеводы. Моносахариды, дисахариды, олигосахариды и полисахариды. Общий план строения и физико-химические свойства углеводов. Биологические функции углеводов. Липиды. Гидрофильно-гидрофобные свойства. Классификация липидов. Триглицериды, фосфолипиды, воски, стероиды. Биологические функции липидов. Общие свойства биологических мембран – текучесть, способность к самозамыканию, полупроницаемость.
Теория соответствует ключам ФИПИ.
Подробнее: Химический состав клетки. Белки, липиды, углеводы, вода. Теория к ЕГЭ по биологии
Продолжение КЭС 2.2: Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. Строение нуклеиновых кислот. Нуклеотиды. Принцип комплементарности. Правило Чаргаффа. Структура ДНК – двойная спираль. Местонахождение и биологические функции ДНК. Виды РНК. Функции РНК в клетке. Строение молекулы АТФ. Макроэргические связи в молекуле АТФ. Биологические функции АТФ. Восстановленные переносчики, их функции в клетке. Секвенирование ДНК. Структурная биология: биохимические и биофизические исследования состава и пространственной структуры биомолекул
Теория соответствует ключам ФИПИ.
Подробнее: Нуклеиновые кислоты. ДНК, РНК. Теория к ЕГЭ по биологии
КЭС 2.3 Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая. Структурно-функциональные образования клетки. Строение прокариотической клетки. Клеточная стенка бактерий и архей. Особенности строения гетеротрофной и автотрофной прокариотических клеток. Место и роль прокариот в биоценозах. Строение и функционирование эукариотической клетки.
Продолжение КЭС 2.3: Плазматическая мембрана (плазмалемма). Структура плазматической мембраны. Транспорт веществ через плазматическую мембрану: пассивный (диффузия, облегчённая диффузия), активный (первичный и вторичный активный транспорт). Полупроницаемость мембраны. Работа натрий-калиевого насоса. Эндоцитоз: пиноцитоз, фагоцитоз. Экзоцитоз. Клеточная стенка. Структура и функции клеточной стенки растений, грибов.
Теория соответствует ключам ФИПИ.
Продолжение КЭС 2.3: Цитоплазма. Цитозоль. Цитоскелет. Движение цитоплазмы. Органоиды клетки. Одномембранные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть (ЭПС), аппарат Гольджи, лизосомы, их строение и функции. Взаимосвязь одномембранных органоидов клетки. Строение гранулярного ретикулума. Синтез растворимых белков. Синтез клеточных мембран. Гладкий (агранулярный) эндоплазматический ретикулум. Секреторная функция аппарата Гольджи. Транспорт веществ в клетке. Вакуоли растительных клеток. Клеточный сок. Тургор. Полуавтономные органоиды клетки: митохондрии, пластиды. Строение и функции митохондрий и пластид. Первичные, вторичные и сложные пластиды фотосинтезирующих эукариот. Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты высших растений. Немембранные органоиды клетки Строение и функции немембранных органоидов клетки. Рибосомы. Микрофиламенты. Мышечные клетки. Микротрубочки. Клеточный центр. Строение и движение жгутиков и ресничек. Микротрубочки цитоплазмы. Центриоль.
Теория соответствует ключам ФИПИ.
Подробнее: Цитоплазма. Органоиды клетки. Теория к ЕГЭ по биологии
Продолжение КЭС 2.3: Ядро. Оболочка ядра, хроматин, кариоплазма, ядрышки, их строение и функции. Ядерный белковый матрикс. Пространственное расположение хромосом в интерфазном ядре. Белки хроматина – гистоны. Клеточные включения. Сравнительная характеристика клеток эукариот (растительной, животной, грибной)
Часть КЭС 2.6: Хромосомы. Строение хромосом. Теломеры и теломераза. Хромосомный набор клетки – кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные хромосомы. Половые хромосомы.
Теория соответствует ключам ФИПИ.
Подробнее: Ядро клетки. Хромосомы. Кариотип. Теория к ЕГЭ по биологии
КЭС 2.4 Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный. Участие кислорода в обменных процессах. Энергетическое обеспечение клетки: превращение АТФ в обменных процессах. Ферментативный характер реакций клеточного метаболизма. Ферменты, их строение, свойства и механизм действия. Коферменты. Отличия ферментов от неорганических катализаторов. Белки-активаторы и белки-ингибиторы. Зависимость скорости ферментативных реакций от различных факторов. Первичный синтез органических веществ в клетке. Фотосинтез. Роль хлоропластов в процессе фотосинтеза. Световая и темновая фазы. Продуктивность фотосинтеза. Влияние различных факторов на скорость фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Хемосинтез. Разнообразие организмов-хемосинтетиков: нитрифицирующие бактерии, железобактерии, серобактерии, водородные бактерии. Значение хемосинтеза. Анаэробные организмы. Виды брожения. Продукты брожения и их использование человеком. Анаэробные микроорганизмы как объекты биотехнологии и возбудители болезней. Аэробные организмы. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап. Гликолиз – бескислородное расщепление глюкозы. Биологическое окисление, или клеточное дыхание. Роль митохондрий в процессах биологического окисления. Циклические реакции. Окислительное фосфорилирование. Преимущества аэробного пути обмена веществ перед анаэробным. Эффективность энергетического обмена.
Теория соответствует ключам ФИПИ.
Подробнее: Метаболизм. Клеточное дыхание и питание. Фотосинтез, хемосинтез. Теория к ЕГЭ по биологии
КЭС 2.5 Реакции матричного синтеза. Принцип комплементарности в реакциях матричного синтеза. Реализация наследственной информации. Генетический код, его свойства. Транскрипция – матричный синтез РНК. Принципы транскрипции: комплементарность, антипараллельность, асимметричность. Трансляция и её этапы. Участие транспортных РНК в биосинтезе белка. Условия биосинтеза белка. Кодирование аминокислот. Роль рибосом в биосинтезе белка. Организация генома у прокариот и эукариот. Регуляция активности генов у прокариот. Гипотеза оперона (Ф. Жакоб, Ж. Мано). Регуляция обменных процессов в клетке. Клеточный гомеостаз. Вирусы – неклеточные формы жизни и облигатные паразиты. Строение простых и сложных вирусов, ретровирусов, бактериофагов. Вирусные заболевания человека, животных, растений. СПИД, COVID-19, социальные и медицинские проблемы.
Теория соответствует ключам ФИПИ.
Подробнее: Реакции матричного синтеза (синтез белка в клетке). Теория к ЕГЭ по биологии
Продолжение КЭС 2.5: Организация генома у прокариот и эукариот. Регуляция активности генов у прокариот. Гипотеза оперона (Ф. Жакоб, Ж. Мано). Регуляция обменных процессов в клетке. Клеточный гомеостаз.
Подробнее: Организация генома у прокариот и эукариот. Теория к ЕГЭ по биологии*
Продолжение КЭС 2.5: Вирусы – неклеточные формы жизни и облигатные паразиты. Строение простых и сложных вирусов, ретровирусов, бактериофагов. Вирусные заболевания человека, животных, растений. СПИД, COVID-19, социальные и медицинские проблемы.
Теория соответствует ключам ФИПИ.
Подробнее: Вирусы. Вирусные заболевания. Теория к ЕГЭ по биологии
КЭС 2.6 Клеточный цикл, его периоды и регуляция. Интерфаза и митоз. Особенности процессов, протекающих в интерфазе. Подготовка клетки к делению. Пресинтетический (постмитотический), синтетический и постсинтетический (премитотический) периоды интерфазы. Матричный синтез ДНК – репликация. Принципы репликации ДНК: комплементарность, полуконсервативный синтез, антипараллельность. Механизм репликации ДНК. Хромосомы. Строение хромосом. Теломеры и теломераза. Хромосомный набор клетки – кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные хромосомы. Половые хромосомы. Деление клетки – митоз. Стадии митоза и происходящие в них процессы. Типы митоза. Кариокинез и цитокинез. Биологическое значение митоза. Регуляция митотического цикла клетки. Программируемая клеточная гибель – апоптоз. Функциональная геномика
Из КЭС 3.2: Половые клетки, или гаметы. Мейоз. Стадии мейоза. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза и полового процесса. Мейоз и его место в жизненном цикле организмов. Предзародышевое развитие. Гаметогенез у животных. Половые железы. Образование и развитие половых клеток. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток.
Теория соответствует ключам ФИПИ.
Подробнее: Клеточный цикл. Митоз. Мейоз. Гаметогенез. Теория к ЕГЭ по биологии
КЭС 3.2 Формы размножения организмов: бесполое (включая вегетативное) и половое. Виды бесполого размножения: почкование, споруляция, фрагментация, клонирование. Половое размножение.
Теория соответствует ключам ФИПИ.
Подробнее: Размножение бесполое и половое. Теория к ЕГЭ по биологии
Продолжение КЭС 3.2: Оплодотворение и эмбриональное развитие животных. Способы оплодотворения: наружное, внутреннее. Партеногенез. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Стадии эмбриогенеза животных (на примере лягушки). Дробление. Типы дробления. Особенности дробления млекопитающих. Зародышевые листки (гаструляция). Закладка органов и тканей из зародышевых листков. Взаимное влияние частей развивающегося зародыша (эмбриональная индукция). Закладка плана строения животного как результат иерархических взаимодействий генов. Влияние на эмбриональное развитие различных факторов окружающей среды. Рост и развитие животных. Постэмбриональный период. Прямое и непрямое развитие. Развитие с метаморфозом у беспозвоночных и позвоночных животных. Биологическое значение прямого и непрямого развития, их распространение в природе. Типы роста животных. Факторы регуляции роста животных и человека. Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Периоды онтогенеза человека.
Теория соответствует ключам ФИПИ.
Продолжение КЭС 3.2: Размножение и развитие растений. Гаметофит и спорофит. Мейоз в жизненном цикле растений. Образование спор в процессе мейоза. Гаметогенез у растений. Оплодотворение и развитие растительных организмов. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Образование и развитие семени. Механизмы регуляции онтогенеза у растений и животных
Теория соответствует ключам ФИПИ.
Подробнее: Размножение и развитие растений*. Жизненные циклы растений. Теория к ЕГЭ по биологии
КЭС 3.3 Основные генетические понятия и символы. Гомологичные хромосомы, аллельные гены, альтернативные признаки, доминантный и рецессивный признак, гомозигота, гетерозигота, чистая линия, гибриды, генотип, фенотип. Основные методы генетики: гибридологический, цитологический, молекулярно-генетический.
Теория соответствует ключам ФИПИ.
Подробнее: Генетика. Основные понятия. Теория к ЕГЭ по биологии
КЭС 3.4 Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения. Правило доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления признаков. Цитологические основы моногибридного скрещивания. Гипотеза чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Промежуточный характер наследования. Расщепление признаков при неполном доминировании. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого наследования признаков. Цитологические основы дигибридного скрещивания. Сцепленное наследование признаков. Работы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления между генами. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Хромосомный механизм определения пола. Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Плейотропия – множественное действие гена. Множественный аллелизм. Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарность. Эпистаз. Полимерия
Теория соответствует ключам ФИПИ.
КЭС 3.5 Взаимодействие генотипа и среды при формировании фенотипа. Изменчивость признаков. Качественные и количественные признаки. Виды изменчивости: ненаследственная и наследственная. Модификационная изменчивость. Роль среды в формировании модификационной изменчивости. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая (В. Иоганнсен). Свойства модификационной изменчивости. Генотипическая изменчивость. Свойства генотипической изменчивости. Виды генотипической изменчивости: комбинативная, мутационная. Комбинативная изменчивость. Мейоз и половой процесс – основа комбинативной изменчивости. Роль комбинативной изменчивости в создании генетического разнообразия в пределах одного вида. Мутационная изменчивость. Виды мутаций: генные, хромосомные, геномные. Спонтанные и индуцированные мутации. Ядерные и цитоплазматические мутации. Соматические и половые мутации. Причины возникновения мутаций. Мутагены и их влияние на организмы. Закономерности мутационного процесса. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Внеядерная изменчивость и наследственность.
Теория соответствует ключам ФИПИ.
Подробнее: Изменчивость. Виды мутаций. Теория к ЕГЭ по биологии
КЭС 3.7 Доместикация и селекция. Зарождение селекции и доместикации. Учение Н.И. Вавилова о Центрах происхождения и многообразия культурных растений. Роль селекции в создании сортов растений и пород животных. Сорт, порода, штамм. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова, его значение для селекционной работы. Методы селекционной работы. Искусственный отбор: массовый и индивидуальный. Этапы комбинационной селекции. Испытание производителей по потомству. Отбор по генотипу с помощью оценки фенотипа потомства и отбор по генотипу с помощью анализа ДНК. Искусственный мутагенез как метод селекционной работы. Радиационный и химический мутагенез как источник мутаций у культурных форм организмов. Использование геномного редактирования и методов рекомбинантных ДНК для получения исходного материала для селекции. Получение полиплоидов. Внутривидовая гибридизация. Близкородственное скрещивание, или инбридинг. Неродственное скрещивание, или аутбридинг. Гетерозис и его причины. Использование гетерозиса в селекции. Отдалённая гибридизация. Преодоление бесплодия межвидовых гибридов. Достижения селекции растений и животных
Теория соответствует ключам ФИПИ.
Подробнее: Доместикация и селекция. Теория для ЕГЭ по биологии
КЭС 3.8 Объекты, используемые в биотехнологии, – клеточные и тканевые культуры, микроорганизмы, их характеристика. Традиционная биотехнология: хлебопечение, получение кисломолочных продуктов, виноделие. Микробиологический синтез. Объекты микробиологических технологий. Производство белка, аминокислот и витаминов. Искусственное оплодотворение. Реконструкция яйцеклеток и клонирование животных. Метод трансплантации ядер клеток. Хромосомная и генная инженерия. Искусственный синтез гена и конструирование рекомбинантных ДНК. Достижения и перспективы хромосомной и генной инженерии. Медицинские биотехнологии. Использование стволовых клеток
Теория соответствует ключам ФИПИ.
Подробнее: Методы биотехнологии. Хромосомная и генная инженерия. Теория для ЕГЭ по биологии
КЭС 4.1 Современная система органического мира. Принципы классификации организмов. Основные систематические группы организмов
Теория соответствует ключам ФИПИ.
Подробнее: Классификация живых организмов. Теория к ЕГЭ по биологии
Простейшие - это свободноживущие или паразитические одноклеточные организмы.
Подробнее: Одноклеточные животные (простейшие). Теория к ЕГЭ по биологии
Ткани растений: покровная, проводящая, образовательная, механическая, основная.
Вегетативные органы: надземные (почка, стебель, лист), подземные (корень). Генеративные органы: цветок, семя, плод, шишка, архегонии и антеридии.
Отличительные признаки царства растений:
• автотрофы, способные к фотосинтезу (кроме растений-паразитов)
• неограниченный рост
• клеточная стенка из целлюлозы
• прикреплённый образ жизни
• запасное питательное вещество - крахмал
• осмотрофное питание – путём всасывания
Растения делятся низшие и высшие. Низшие - это водоросли. Среди них выделяют одноклеточные и многоклеточные.
Подробнее: Низшие растения (водоросли). Теория к ЕГЭ по биологии
Высшие растения – все, кроме водорослей.
Подробнее: Высшие растения (споровые и семенные). Теория к ЕГЭ по биологии
Покрытосеменные растения делятся на 2 класса: однодольные и двудольные.
Подробнее: Классификация цветковых растений. Теория к ЕГЭ по биологии
Для повышения урожайности используют следующие приёмы:
Грибы: шляпочные, плесневые, паразитические, дрожжи.
Эволюция позвоночных сопровождалась постоянными улучшениями и надстройками во всех системах органов.
Подробнее: Системы органов животных и их эволюция. Теория к ЕГЭ по биологии
У кишечнополостных самое примитивное строение из всех многоклеточных животных.
У всех животных, кроме кишечнополостных, тело формируется из трёх слоев клеток: эктодерма, мезодерма и энтодерма.
Это 3 разных типа из царства животных, подцарства многоклеточных. Никакой группы Черви не существует.
Подробнее: Тип Плоские черви, тип Круглые черви, тип Кольчатые черви. Теория к ЕГЭ по биологии
Паразиты – это такие организмы, которые используют другие живые организмы в качестве среды обитания и источника пищи, возлагая при этом на своих хозяев задачу регуляции своих взаимоотношений с окружающей внешней средой.
Подробнее: Жизненные циклы паразитов. Теория к ЕГЭ по биологии
Членистоногие – самый распространённый на Земле тип животных.
Подробнее: Тип Членистоногие (Ракообразные, Насекомые, Пауки). Теория к ЕГЭ по биологии
Основные признаки хордовых:
Класс Круглоротые и надкласс Рыбы относятся к подтипу Позвоночные. Далее надкласс рыбы подразделяется на два класса: костные рыбы и хрящевые рыбы.
Подробнее: Костные и хрящевые Рыбы, Круглоротые. Теория к ЕГЭ по биологии
Амфибии произошли от рыб, поэтому имеют как признаки водных, так и признаки сухопутных животных.
Подробнее: Класс Амфибии (Земноводные). Теория к ЕГЭ по биологии
Рептилии произошли от амфибий, но специализированы на сухопутном образе жизни.
Подробнее: Класс Рептилии (Пресмыкающиеся). Теория к ЕГЭ по биологии
• произошли от рептилий
• специализированы к полёту
• теплокровность
Произошли от зверозубых ящеров, а ящеры – от рептилий.
Ткань – это группа клеток, сходных по строению, происхождению, выполняющих одинаковую функцию и объединённых межклеточным веществом.
Подробнее: Ткани организма человека. Теория к ЕГЭ по биологии
Сердце человека – мышечный орган, состоящий из 4 камер.
Подробнее: Сердечно-сосудистая система человека. Теория к ЕГЭ по биологии
Кровь, лимфа и тканевая жидкость составляют «внутреннюю среду организма». Кровь течёт по кровеносным сосудам, лимфа – по лимфатическим сосудам, а тканевая жидкость находится между клетками.
Подробнее: Кровь и лимфа. Группы крови и резус-фактор. Теория к ЕГЭ по биологии
Иммунитет – это способность организма реагировать на проникновение чужеродных объектов – антигенов.
Нервная система человека и других позвоночных состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов.
Подробнее: Нервная система человека. Спинной и головной мозг. Рефлексы. Теория к ЕГЭ по биологии
Анализаторы воспринимают, передают и обрабатывают информацию о конкретном виде раздражителя (свет, звук, вкус, запах, холод, тепло, боль).
Подробнее: Органы чувств человека (анализаторы). Теория к ЕГЭ по биологии
Человеку, как и всем аэробам, для получения энергии нужно постоянно поглощать кислород.
Подробнее: Дыхательная система человека. Теория к ЕГЭ по биологии
Чтобы превратить пищу в энергию, её нужно переварить до базовых кирпичиков – мономеров (углеводы – до глюкозы, белки – до аминокислот, жиры – до жирных кислот).
Подробнее: Пищеварительная система человека. Теория к ЕГЭ по биологии
Функция выделительной системы: удалять токсичные продукты обмена веществ с мочой.
Подробнее: Выделительная система человека. Теория к ЕГЭ по биологии
Опорно-двигательная система человека представлена скелетом и мышцами.
Подробнее: Опорно-двигательная система человека. Теория к ЕГЭ по биологии
Органы эндокринной системы – железы – вырабатывают секреты.
Подробнее: Эндокринная система человека. Теория к ЕГЭ по биологии
Нервная регуляция действует с помощью нервных импульсов, распространяющихся по нервным волокнам (аксонам нейронов).
Гуморальная регуляция действует с помощью биологически активных химических веществ – гормонов, распространяющихся с кровью.
Гуморальная регуляция подчинена нервной и составляет с ней единую систему нейрогуморальной регуляции.
Подробнее: Нейрогуморальная регуляция организма. Теория к ЕГЭ по биологии
Витамины - это небольшие биологически активные органические вещества, большинство из которых не вырабатываются в организме, поэтому должны обязательно поступать с пищей. Большинство витаминов являются коферментами, т .е. входят в состав активного центра ферментов.
Подробнее: Здоровье человека. Витамины. Теория к ЕГЭ по биологии
Факторы эволюции – это её причины.
Подробнее: Факторы эволюции и эволюционные процессы. Теория к ЕГЭ по биологии
Популяция – это совокупность особей одного вида, длительно проживающих в определённой части ареала, свободно скрещивающихся между собой, но изолированные от других популяций.
Подробнее: Популяция и видообразование. Теория к ЕГЭ по биологии
Антропогенез – процесс эволюционного формирования человека.
Подробнее: Антропогенез. Отличия человека от обезьян. Теория к ЕГЭ по биологии
Геологическая история Земли начинается 4,5 млрд лет назад, когда сформировалась наша планета.
Экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.
Биоценоз (сообщество) – это всё живое на определенной территории.
Подробнее: Экосистема, пищевая цепь, экологические пирамиды. Теория к ЕГЭ по биологии
Биосфера – оболочка Земли, образованная всеми живыми организмами.
Подробнее: Биосфера, круговороты и биогеохимические циклы. Сукцессии. Теория к ЕГЭ по биологии
Это закон популяционной биологии, который гласит, что: