КЭС 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ. Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста.
Часть КЭС 2.1 Методы молекулярной и клеточной биологии: микроскопия, хроматография, электрофорез, метод меченых атомов, дифференциальное центрифугирование, культивирование клеток
Теория соответствует ключам ФИПИ.

Общенаучные методы

Эмпирические (практические, физиологические)

  1. наблюдение (примеры: сезонные изменения в природе; изучение поведения животных в естественных условиях; смена дня и ночи)
  2. описание (сбор, анализ и изложение информации о процессах, объектах)
  3. измерение (подсчёт)
  4. эксперимент (Пример: влияние недостатка витамина D на развитие рахита)

Теоретические

  1. сравнение (пример: изучение отличий между процессом фотосинтеза и синтеза белка)
  2. классификация (систематизация - распределение организмов по группам в связи с их принадлежностью)
  3. анализ, синтез, метаанализ
  4. обобщение
  5. моделирование (пример: создание 3д модели хлоропласта)

Методы цитологии и биохимии

1. Микроскопирование (микроскопия) – изучение под микроскопом

• Световая микроскопия
  - увеличение относительно невелико;
  - позволяет увидеть ткани, клетки, ядра, органоиды;
  - позволяет изучать процессы, происходящие в живой клетке (митоз, мейоз, движение органоидов, фагоцитоз и т.д.)
  - относительно низкая стоимость микроскопа, не требует особых навыков для работы.

• Электронная микроскопия
  - увеличение очень большое;
  - позволяет увидеть микроструктуру органоидов и мембран;
  - не позволяет работать с живыми объектами, т.к. подготовка препарата очень сложная и долгая;
  - высокая стоимость микроскопа, высокая сложность работы.

   Примеры: Определение структуры митохондрий; изучение особенностей фаз митоза на фиксированном препарате

2. Центрифугирование – осаждение компонентов клетки по массе и плотности
  - клетки помещаются в центрифугу, крутятся, самые тяжелые компоненты первыми оседают на дно
  - метод позволяет выделять и избирательно изучать разные органоиды (например, можно разделить крупные рибосомы цитоплазмы (80S) и мелкие рибосомы митохондрий (70S))
   Примеры: определение числа хромосом в кариотипе; избирательное выделение органоидов клетки для дальнейшего изучения

3. Хроматография – разделение смесей по массе (или заряду)
  - компоненты смеси помещаются на вязкий субстрат (бумага, гель) и начинают двигаться через него
  - крупные компоненты застревают раньше, а мелкие продвигаются дальше
   Пример: разделение основных пигментов из экстракта листьев

4. Метод меченых атомов – использование различных изотопов в качестве метки какого-либо элемента, что позволяет проследить за движением и превращением этого элемента: в определенном веществе заменяют нормальные атомы элемента на более тяжёлые (например, N14 на N15). Химические свойства элемента не меняются, но местонахождение этого атома в организме (в клетке) можно будет отслеживать

5. Культивирование клеток – выращивание клеток в специальных питательных средах

6. Рентгеноструктурный анализ – изучение картины рассеивания рентгеновских лучей при прохождении их через кристалл, позволяет выявить взаимное расположение атомов в молекуле (например, так изучается третичная структура белка или спиральная структура ДНК)

7. Электрофорез – разделение смеси веществ при помощи электрического тока

Методы генетики

1. Генеалогический / родословных – изучение закономерностей наследования признака в ряду поколений
  • позволяет определить тип наследования признака по родословной, сцепленность признака с полом
  можно использовать в генетике человека.

2. Гибридологический – целенаправленное скрещивание, подбор родительских пар для скрещивания и анализа потомства, скрещивание особей с определенными признаками
  • позволяет определить тип наследования признака по результатам скрещивания.
  нельзя использовать в генетике человека (запрещено законом скрещивать людей в научных целях).
   Пример: скрещивание жёлтого и зелёного гороха

3. Цитогенетический – изучение кариотипа (количество, форма и размеры, структура хромосом)
  • позволяет выявить геномные и хромосомные мутации.

4. Молекулярно-генетический (секвенирование) – изучение последовательности нуклеотидов в ДНК
  • позволяет выявить генные мутации.

5. Биохимический – анализ белков
  •  Многие болезни зависят от биохимической активности белков (ферментов), а эти белки кодируются определёнными генами. Метод позволяет определить белки, изучить их количество, активность.
   Пример: определение количества сахара в крови

6. Популяционно-статистический – изучение распространённости генов в популяции
   • позволяет установить частоту встречаемости каждого аллеля в популяции.

7. Близнецовый – изучение влияния окружающей среды на проявление фенотипа у однояйцевых близнецов
   • При одинаковом генотипе фенотип у близнецов может сильно отличаться в зависимости от условий, в которых они жили. Метод позволяет понять, как определённые условия среды влияют на генетически идентичных особей (близнецов, клонов).

Еще методы, которые попадались на ЕГЭ по биологии

Методы Применение метода
Эмбриологический/сравнительно-анатомический/сравнительно-эмбриологический Изучение зародышей организмов для установления их филогенетического родства
Палеонтологический Изучение ископаемых остатков организмов.
Составление филогенетических рядов организмов
Биогеографический Изучение реликтовых форм для установления эволюции организмов
Статистический Изучение распространение признака в популяции
Популяционно-статистический Изучение распространения признака в популяции.
Частота рождения детей с синдромом Дауна
Эмбриологический Изучение развития зародыша
Микроклональный Выращивание различных клеток и тканей вне организма на искусственных питательных средах
Секвенирование Определение последовательности нуклеотидов в ДНК с использованием флуоресцентных меток
Клонирование Получение эмбрионов животных, генетически идентичных материнскому организму.
Получение нескольких генетически идентичных организмов

 

Биологический эксперимент

Зависимая переменная – то, что учёный измеряет.

Независимая переменная:

  • то, что ученый меняет сам (под её влиянием меняется зависимая переменная);
  • если на графике или в таблице два параметра, то один параметр там будет зависимая переменная (её мы уже нашли), а другой – независимая;
  • единственный параметр, по которому отличаются опыт и контроль (или разные варианты опыта).

Нулевая гипотеза: [зависимая переменная] не зависит от [независимая переменная]. Это принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

Отрицательный контроль это экспериментальный контроль (опыт),  при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий). Это такой вариант эксперимента, в котором отсутствует результат эксперимента (изменение зависимой переменной). Для этого:

  • воздействие независимой переменной нужно обнулить (не воздействовать);
  • если такой возможности нет, то нужно оставить независимую переменную в ее нормальном (природном) состоянии.

Заклинания

1) После того, как вы написали отрицательный контроль, нужно написать заклинание Все остальные параметры необходимо оставить без изменений. Последнее время в заданиях 23 спрашивают «Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля в этом эксперименте?» – Первое условие см. выше, а второе условие – заклинание.

2) Если спрашивают «зачем нужен отрицательный контроль», то нужно написать заклинание Такой контроль позволяет установить, насколько [зависимая переменная] зависит от факторов, не связанных с [независимая переменная].

3) Если спрашивают «Почему результаты эксперимента будут недостоверными, если меняется [параметр]?», то надо сначала написать, как изменение этого параметра повлияет на зависимую переменную, а потом начертать заклинание Это не позволит в явном виде установить зависимость между [независимая переменная] и [зависимая переменная].

Пример

1) Зависимая переменная – скорость фотосинтеза. В задаче написано «с помощью датчиков учёный фиксировал показатели скорости фотосинтеза», т.е., ученый измерял скорость фотосинтеза.
2) Независимая переменная – концентрация углекислого газа. В задаче написано «закачивался воздух с разной концентрацией углекислого газа», т.е. ученый сам менял этот параметр. Это второй параметр на графике.
3) Нулевая гипотеза: скорость фотосинтеза не зависит от концентрации углекислого газа.
4) Отрицательный контроль: растения томата необходимо посадить в теплицу с нормальной (природной) концентрацией углекислого газа. Все остальные параметры нужно оставить без изменений.
5) Такой контроль позволяет установить, насколько скорость фотосинтеза зависит от факторов, не связанных с концентрацией углекислого газа.
6) Например, если опыты с разной концентрацией углекислого газа проводить в дни с разной температурой, то результаты эксперимента будут недостоверными, т.к. температура тоже влияет на скорость фотосинтеза. Это не позволит в явном виде установить зависимость между концентрацией углекислого газа и скоростью фотосинтеза.


КАЛЛУС - метод КУЛЬТУРЫ ТКАНЕЙ

Каллусом называет особую ткань растения, состоящую из СЛАБО дифференцированных РАСТИТЕЛЬНЫХ клеток. На примере каллуса обычно демонстрируют эффект ФИТОГОРМОНОВ: например АУКСИН способствует дифференцировке клеток: влияет на развитие КОРНЕВОЙ системы. Под влиянием гормонов клетки каллусной ткани немножко сходят с ума: прямо в чашке Петри начинается развитие корня и побегов.