Задания линеек 2 и 3 ОГЭ по русскому языку на синтаксический анализ привязаны парами к одному тексту. Во втором нужно указать варианты, в которых правильно определена грамматическая основа, в третьих найти верные утверждения по поводу состава предложения. ГИАгид собрал для вас все задания второй и третьей линейки к ОГЭ по русскому языку из открытого банка заданий ФИПИ. На ОГЭ можно вписывать цифры ответа в произвольном порядке, а в тренажере для проверке вписывайте числа по возрастанию.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Какой неожиданной порой бывает история лингвистических терминов! (2)Такие термины, как «подлежащее» и «сказуемое», были введены М.В. Ломоносовым. (3)Подлежащее означает «лежащее в основе предложения», а сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе различную информацию о подлежащем. (4)Иначе говоря, оно обозначает то, что «сказано о подлежащем». (5)И важно помнить: сказуемое обозначает не только действие подлежащего, но и его признак, отвечает не только на вопрос «что делает?», но и на вопросы «каков?», «что говорится о подлежащем?», и поэтому сказуемое может быть выражено разными частями речи.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) бывает история терминов (предложение 1)
2) были введены (предложение 2)
3) называют (предложение 3)
4) оно обозначает (предложение 4)
5) сказуемое обозначает, отвечает (предложение 5)
345
345
Номер: 67CC9F 1 (3431C8)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 простое двусоставное.
2) Предложение 2 сложноподчинённое.
3) Вторая часть сложного предложения 3 – односоставное неопределённо-личное предложение.
4) Первая часть предложения 4 осложнена вводной конструкцией.
5) В последней части предложения 5 простое глагольное сказуемое.
134
134
1) Предложение 1 простое двусоставное.
Верно. (1)Какой неожиданной порой бывает история лингвистических терминов!
2) Предложение 2 сложноподчинённое.
Неверно. (2)Такие термины, как «подлежащее» и «сказуемое», были введены М.В. Ломоносовым. (как «подлежащее» и «сказуемое» - уточняющий член предложения)
3) Вторая часть сложного предложения 3 – односоставное неопределённо-личное предложение.
Верно. (3)Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения», а сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе различную информацию о подлежащем.
4) Первая часть предложения 4 осложнена вводной конструкцией.
Верно. (4)Иначе говоря, оно то, что «сказано о подлежащем».
5) В последней части предложения 5 простое глагольное сказуемое.
Неверно. (5)И важно помнить: сказуемое обозначает не только действие подлежащего, но и его признак, отвечает не только на вопрос «что делает?», но и на вопросы «каков?», «что говорится о подлежащем?», и поэтому сказуемое может быть выражено разными частями речи.
Номер: 5FF4D7 2 (3431C8)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Цвет пламени зависит от того, какие элементы в нём «сгорают». (2)Высокая температура пламени даёт возможность атомам перескакивать на некоторое время в более высокие энергетические состояния, а потом, возвращаясь в исходное состояние, излучать свет определённой частоты, которая соответствует структуре электронных оболочек данного элемента. (3)Газовая горелка горит голубым пламенем из-за наличия угарного газа. (4)Жёлто-оранжевое пламя спички объясняют наличием солей натрия в древесине. (5)А если вы захотите сделать пламя газовой горелки жёлтым, посыпьте его обычной солью.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) цвет зависит (предложение 1)
2) которая соответствует (предложение 2)
3) горит пламенем (предложение 3)
4) пламя объясняют (предложение 4)
5) посыпьте (предложение 5)
125
125
Номер: 8FEF39 1 (BE1F9D)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.
2) Одна из частей сложного предложения 2 осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
3) Предложение 3 неполное.
4) Предложение 4 односоставное.
5) Обе части сложного предложения 5 – односоставные определённо-личные предложения.
124
124
1) В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.
Верно. (1)[Цвет пламени зависит от того], от чего? (какие элементы в нём «сгорают»).
2) Одна из частей сложного предложения 2 осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Верно. (2)Высокая температура пламени даёт возможность атомам перескакивать на некоторое время в более высокие энергетические состояния, а потом, возвращаясь в исходное состояние, излучать свет определённой частоты, которая соответствует структуре электронных оболочек данного элемента.
3) Предложение 3 неполное.
Неверно. Предложение полное.
4) Предложение 4 односоставное.
Верно. (4)Жёлто-оранжевое пламя спички объясняют наличием солей натрия в древесине. (предложение односоставное неопределенно-личное)
5) Обе части сложного предложения 5 – односоставные определённо-личные предложения.
Неверно. (5)А если вы захотите сделать пламя газовой горелки жёлтым, посыпьте его обычной солью.
Номер: 3D2BC9 2 (BE1F9D)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (3)Например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) называют (предложение 1)
2) обладают (предложение 2)
3) флюоресцируют красители (предложение 3)
4) дают бумага и хлорофилл (предложение 4)
5) примеси помогают (предложение 5)
13
13
Номер: C21B88 1 (D07D9B)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
2) В предложении 2 составное глагольное сказуемое.
3) Предложение 3 односоставное.
4) В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.
15
15
1) Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
Верно. (1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией.
2) В предложении 2 составное глагольное сказуемое.
Неверно. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (простое глагольное сказуемое)
3) Предложение 3 односоставное.
Неверно. (3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (двусоставное предложение)
4) В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы.
Неверно. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.
Верно. (5)[Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон]; [именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти].
Номер: 990774 2 (D07D9B)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся цветов. (2)Сирень, как невеста, стояла вся в белом. (3)Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4)В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5)Вообще садовник хорошо знал своё дело: зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) разливался аромат (предложение 1)
2) сирень как невеста (предложение 2)
3) прятались (предложение 3)
4) хотелось отдохнуть (предложение 4)
5) камелии радовали глаз (предложение 5)
14
14
Номер: C4D7E0 1 (D8DA9D)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 содержится составное глагольное сказуемое.
2) Предложение 2 содержит сравнительный оборот.
3) Предложение 3 сложносочинённое.
4) Предложение 4 односоставное безличное.
5) Предложение 5 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью.
234
234
Номер: 7B8668 2 (D8DA9D)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Более 80 % информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью зрения, воспринимая глазами свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы. (2)Неудивительно, что человечество уже в глубокой древности проявило интерес к изучению всевозможных световых явлений. (3)Для того чтобы выяснить природу света и создать теорию световых явлений, надо было собрать соответствующий экспериментальный материал и установить ряд эмпирических, то есть полученных опытным путём, законов. (4)На этой основе были выдвинуты гипотезы о природе света, а проверка следствий из них позволила опровергнуть одни предположения и подтвердить другие. (5)Так в конце XIX – начале XX века была создана современная теория световых явлений.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) воспринимая свет (предложение 1)
2) неудивительно (предложение 2)
3) выяснить (и) установить (предложение 3)
4) были гипотезы (предложение 4)
5) была создана теория (предложение 5)
25
25
Номер: 3212D2 1 (CC6091)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.
2) Предложение 2 простое, осложнённое вводным словом.
3) В сложном предложении 3 вторая часть осложнена пояснительной конструкцией.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) В предложении 5 составное глагольное сказуемое.
134
134
Номер: F150FD 2 (CC6091)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Звук может распространяться не только в воздухе. (2)Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. (3)Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся звук от удара копыт бегущей лошади. (4)А вот гром мы всегда слышим с некоторым запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то что гром и молния возникают одновременно. (5)Это потому, что скорости звука и света различны.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) звук может распространяться (предложение 1)
2) тот нырял (предложение 2)
3) приложить ухо (предложение 3)
4) мы слышим (предложение 4)
5) скорости различны (предложение 5)
145
145
Номер: AD4AC5 1 (6A3393)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 составное именное сказуемое.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
3) В предложении 3 содержится 2 (две) грамматические основы.
4) Первая часть сложного предложения 4 осложнена обособленным определением.
5) Предложение 5 бессоюзное сложное.
24
24
Номер: E063D7 2 (6A3393)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)В словарном составе русского языка, кроме лексики исконной, есть и пласт слов заимствованных, то есть пришедших к нам из других языков, славянских и неславянских. (2)Эту восприимчивость нашего языка к включению в свой состав слов из других языков отметил ещё А.С. Пушкин, писавший о русском языке как о «гибком и мощном в своих оборотах и средствах», «переимчивом и общежительном в своём отношении к чужим языкам». (3)Среди слов, заимствованных из славянских языков, особую роль играют старославянизмы – слова, пришедшие в русский язык из языка древнейших памятников письменности. (4)Старославянский язык (по происхождению древнеболгарский) получил широкое распространение в Древней Руси, так как был в значительной степени понятен русским людям и его усвоение не представляло большой трудности. (5)Он способствовал обогащению словарного состава русского языка.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) в составе есть (предложение 1)
2) А.С Пушкин отметил (предложение 2)
3) роль играют (предложение 3)
4) был понятен (предложение 4)
5) способствовал обогащению (предложение 5)
24
24
Номер: 0E5F6A 1 (B68EE8)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы.
2) Предложение 2 содержит цитаты.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
4) Первая часть сложного предложения 4 осложнена вставной конструкцией.
5) В предложении 5 сказуемое простое глагольное.
245
245
Номер: 16A749 2 (B68EE8)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений. (2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. (3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны – цунами. (4)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (5)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) волны могут (и) являются (предложение 1)
2) они бывают причиной (предложение 2)
3) волны – цунами (предложение 3)
4) создать (предложение 4)
5) позволили источники (предложение 5)
24
24
Номер: 5EB6F5 1 (A5EDEB)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми.
2) Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы.
3) Предложение 3 осложнено обособленным нераспространённым приложением.
4) Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.
5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.
135
135
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми.
Верно. (1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений.
2) Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы.
Неверно. (2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов.
3) Предложение 3 осложнено обособленным нераспространённым приложением.
Верно. (3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны – цунами.
4) Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.
Неверно. (4)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (только подчинительная связь)
5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.
Верно. (5)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.
Номер: DE5B28 2 (A5EDEB)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Планета Земля неповторима, несмотря на то что существует множество других планет. (2)Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живём мы, разумные люди, появление которых считается вершиной эволюции. (3)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (4)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет, то есть около миллиарда лет назад жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы – Меркурий, Венера и Марс – хотя и похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, безжизненны.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) существует множество планет (предложение 1)
2) появление считается (предложение 2)
3) проблема (не) решена (предложение 3)
4) жизнь существовала (предложение 4)
5) планеты похожи (предложение 5)
134
134
Номер: C6D5B8 1 (8591E6)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.
2) Вторая часть сложного предложения 2 осложнена обособленным приложением.
3) Предложение 3 простое, распространённое.
4) Предложение 4 содержит 4 (четыре) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложносочинённое.
234
234
1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.
Неверно. (1)Планета Земля неповторима, несмотря на то что существует множество других планет. (сложноподчиненное предложение)
2) Вторая часть сложного предложения 2 осложнена обособленным приложением.
Верно. (2)Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живём мы, разумные люди, появление которых является вершиной эволюции.
3) Предложение 3 простое, распространённое.
Верно. (3)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (В предложении 3 грамматическая основа – проблема не решена)
4) Предложение 4 содержит 4 (четыре) грамматические основы.
Верно. (4)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет; но около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера.
5) Предложение 5 сложносочинённое.
Неверно. (5)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы – Меркурий, Венера и Марс, – хотя и похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, безжизненны.
Номер: 455760 2 (8591E6)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Пшеница имеет большое значение примерно для половины человечества. (2)Зародилась эта культура, по мнению академика Н.И. Вавилова, в Азии и Средиземноморье. (3)Отсюда она постепенно распространилась по всему свету, и в наши дни мировое пшеничное поле охватывает все обитаемые континенты. (4)Главный пшеничный пояс протягивается в Северном полушарии; меньший по размерам – в Южном. (5)Получается, что нет ни одного месяца в году, когда в той или иной части земного шара не проводилась бы уборка этой культуры.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) имеет значение (предложение 1)
2) зародилась культура (предложение 2)
3) она распространилась (предложение 3)
4) протягивается (предложение 4)
5) получается (предложение 5)
235
235
Номер: 94999D 1 (3ECCEC)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 побудительное по цели высказывания.
2) Предложение 2 осложнено вводной конструкцией.
3) Предложение 3 простое, осложнённое однородными сказуемыми.
4) Вторая часть сложного предложения 4 – неполное предложение.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
24
24
Номер: 8602CF 2 (3ECCEC)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества. (2)Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия, когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания. (3)Поэтому закономерно, что исконной формой существования научной речи стала письменная форма. (4)Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию; во-вторых, она более удобна для обнаружения неточностей и логических нарушений; наконец, она не только даёт адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия, но и позволяет многократно обращаться к информации: это также очень важно в научной работе. (5)Устная форма всё-таки часто используется в научном общении, но она вторична: научное произведение сначала пишут, а потом воспроизводят в устной речи.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) стоят основные задачи (предложение 1)
2) соответственно (предложение 2)
3) закономерно (предложение 3)
4) это важно (предложение 4)
5) произведение пишут (предложение 5)
34
34
Номер: 2F2526 1 (8EA4E8)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 сложное.
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
3) Во второй части предложения 3 содержится составное именное сказуемое.
4) В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью.
35
35
1) Предложение 1 сложное.
Неверно. (1)В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества.
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
Неверно (2)[Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия], (когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания). (двоеточие после обобщающего слова)
3) Во второй части предложения 3 содержится составное именное сказуемое.
Верно. (3)Поэтому закономерно, что исконной формой существования научной речи стала письменная форма.
4) В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы.
Неверно. (4)[Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию]; [во-вторых, она более удобна для обнаружения неточностей и логических нарушений]; [наконец, она не только даёт адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия, но и позволяет многократно обращаться к информации], (что также очень важно в научной работе). (4 грамматические основы)
5) Предложение 5 сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью.
Верно. (5)[Устная форма всё-таки часто используется в научном общении], но [она вторична]: [научное произведение сначала пишут, а потом воспроизводят в устной речи].
Номер: B63B89 2 (8EA4E8)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Великие физические открытия XX века стали возможны благодаря применению научного метода познания природы. (2)«Увидеть», «описать», «понять», «применить» – такими глаголами можно выразить основные составляющие этого метода. (3)Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности, и не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода. (4)Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность; другим – экспериментировать в целях выявления неизвестных закономерностей; третьи создают теории мироздания, объясняющие устройство мира; четвёртые изобретают новые приборы, с помощью которых можно изменить окружающий мир. (5)Так усилиями множества людей разных стран постепенно строится величественное здание науки, которое служит одновременно всем людям на Земле.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) открытия стали возможны (предложение 1)
2) можно выразить (предложение 2)
3) каждый из этапов может освоить (предложение 3)
4) одним нравится наблюдать (предложение 4)
5) которое служит (предложение 5)
125
125
Номер: D8BBB5 1 (F94C6D)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
2) Предложение 2 нераспространённое.
3) Предложение 3 сложносочинённое.
4) Предложение 4 содержит 5 (пять) грамматических основ.
5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными сказуемыми.
34
34
1) Предложение 1 осложнено обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Неверно. (1)Великие физические открытия XX века стали возможны благодаря применению научного метода познания природы. (деепричастный оборот отсутствует)
2) Предложение 2 нераспространённое.
Неверно. (2)Увидеть, описать, найти закономерность, понять, применить – такими глаголами можно выразить основные составляющие этого метода. (предложение распространенное, т.к. есть второстепенные члены предложения)
3) Предложение 3 сложносочинённое.
Верно. (3)[Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности], и [не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода]. (простые предложения связаны сочинительным союзом И)
4) Предложение 4 содержит 5 (пять) грамматических основ.
Верно. (4)Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность; другим – экспериментировать в целях выявления неизвестных закономерностей; третьи создают теории мироздания, объясняющие устройство мира; четвёртые изобретают новые приборы, с помощью которых можно изменить окружающий мир.
5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными сказуемыми.
Неверно. (5)[Так усилиями множества людей разных стран постепенно строится величественное здание науки], (которое служит одновременно всем людям на Земле). (Сложноподчиненное предложение)
Номер: 3C2992 2 (F94C6D)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуется заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) известно (предложение 1)
2) правила (не) надо учить (предложение 2)
3) как относится (предложение 3)
4) позиции подходят (предложение 4)
5) вытекает необходимость (предложение 5)
15
15
Номер: AD1585 1 (D02765)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
2) Предложение 2 сложное.
3) Предложение 3 односоставное безличное.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) Предложение 5 осложнено однородными членами.
125
125
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
Верно. (1)[Известно], (что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку).
2) Предложение 2 сложное.
Верно. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов.
3) Предложение 3 односоставное безличное.
Неверно. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (двусоставное)
4) Предложение 4 сложносочинённое.
Неверно. (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация.
5) Предложение 5 осложнено однородными членами.
Верно. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.
Номер: D57A6B 2 (D02765) ⭐
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Шапка Мономаха – одна из древнейших русских корон, которая в настоящее время хранится в Оружейной палате Московского Кремля. (2)Её в 1116 году подарил киевскому князю Владимиру Мономаху в знак дружбы и уважения император Константинополя. (3)Шапка Мономаха стала короной не сразу. (4)Сначала её передавали из рода в род как память о мудром князе Владимире, и выглядела она иначе, чем теперь. (5)Когда же решили венчать Мономаховой шапкой на царство, её превратили в корону.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) которая хранится (предложение 1)
2) подарил император (предложение 2)
3) шапка стала (предложение 3)
4) передавали память (предложение 4)
5) решили венчать (предложение 5)
125
125
Номер: CC8BBE 1 (C4F566)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 простое, осложнённое однородными сказуемыми.
2) Предложение 2 простое, двусоставное.
3) В предложении 3 содержится простое глагольное сказуемое.
4) Предложение 4 сложное.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.
245
245
1) Предложение 1 простое, осложнённое однородными сказуемыми.
Неверно. (1)Шапка Мономаха – одна из древнейших русских корон. (нет однородных сказуемых)
2) Предложение 2 простое двусоставное.
Верно. (2)Её в 1116 году подарил киевскому князю Владимиру Мономаху в знак дружбы и уважения константинопольский император.
3) В предложении 3 содержится простое глагольное сказуемое.
Неверно. (3)Шапка Мономаха стала короной не сразу. (составное именное сказуемое)
4) Предложение 4 сложное.
Верно. (4)[Сначала её передавали из рода в род как память о мудром князе Владимире], и [выглядела она иначе], (чем теперь).
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.
Верно. (5)(Когда же решили венчать Мономаховой шапкой на царство), [её превратили в корону].
Номер: 8D89BB 2 (C4F566)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Морская мышь на самом деле является весьма симпатичным червём размером в несколько сантиметров. (2)Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, содержащей множество волосков, которые переливаются всеми цветами радуги. (3)Здесь, так же как и в опале, игра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп, становится отчётливо видно их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. (4)Эта структура отличается удивительной упорядоченностью, а линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света. (5)Можно с уверенностью утверждать, что в волосках морской мыши имеется двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно, отражается только красный цвет (красная часть спектра); если же свет падает наклонно, волосок отражает (в зависимости от угла) то жёлтый, то зелёный, то синий цвета, и глазу он предстаёт поочерёдно во всех цветах радуги.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) мышь является (предложение 1)
2) тело покрыто (предложение 2)
3) поместить волоски (предложение 3)
4) размеры соизмеримы (предложение 4)
5) можно утверждать (предложение 5)
245
245
Номер: 553330 1 (560B34)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 простое односоставное.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
3) Предложение 3 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) Первая часть сложного предложения 5 – односоставное безличное предложение.
345
345
1) Предложение 1 простое односоставное.
Неверно. (1)Морская мышь на самом деле является весьма симпатичным червём размером в несколько сантиметров. (двусоставное)
2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
Неверно. (2)[Замечательная особенность этого червя состоит в том],в чем? (что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков), каких? (которые переливаются всеми цветами радуги). (сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных)
3) Предложение 3 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.
Верно. (3)[Здесь, так же как и в опале, игра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре], и, (если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп), [становится отчётливо видно их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты].
4) Предложение 4 сложносочинённое.
Верно. (4)[Эта структура отличается удивительной упорядоченностью], а [линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света].
5) Первая часть сложного предложения 5 – односоставное безличное предложение.
Верно. (5)[Можно с уверенностью утверждать], что в волосках морской мыши имеется двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно, отражается только красный цвет (красная часть спектра); если же свет падает наклонно, волосок отражает (в зависимости от угла) то жёлтый, то зелёный, то синий цвета, и глазу он предстаёт поочерёдно во всех цветах радуги.
Номер: 6C60C3 2 (560B34)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Учёные научились создавать голограммы, на которых изображены предметы, не существующие в реальности. (2)Достаточно компьютеру задать форму объекта и длину волны падающего на него света, и по этим данным рисуется картина интерференции отражённых лучей. (3)Пропустив световой пучок сквозь искусственную голограмму, можно увидеть объёмное изображение предмета. (4)Эта возможность стала настоящим подарком для инженеров: теперь они могут исследовать и регистрировать процессы и явления, описанные порой только теоретически. (5)Например, раньше крайне сложно было узнать, как распределяется напряжение в деталях турбореактивного двигателя, которые во время работы разогреваются до высоких температур, а теперь с помощью голографических методов такие исследования проводят без особого труда.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) предметы изображены (предложение 1)
2) компьютеру задать (предложение 2)
3) можно увидеть изображение (предложение 3)
4) они могут исследовать (предложение 4)
5) которые разогреваются (предложение 5)
15
15
1) предметы изображены (предложение 1)
Верно. (1)Учёные научились создавать голограммы, на которых изображены предметы, не существующие в реальности.
2) компьютеру задать (предложение 2)
Неверно. (2)Достаточно компьютеру задать форму объекта и длину волны падающего на него света, и по этим данным рисуется картина интерференции отражённых лучей.
3) можно увидеть изображение (предложение 3)
Неверно. (3)Пропустив световой пучок сквозь искусственную голограмму, можно увидеть объёмное изображение предмета.
4) они могут исследовать (предложение 4)
Неверно. (4)Эта возможность стала настоящим подарком для инженеров: теперь они могут исследовать и регистрировать процессы и явления, описанные порой только теоретически.
5) которые разогреваются (предложение 5)
Верно. (5)Например, раньше крайне сложно было узнать, как распределяется напряжение в деталях турбореактивного двигателя, которые во время работы разогреваются до высоких температур, теперь с помощью голографических методов такие исследования проводят без особого труда.
Номер: B2E7E9 1 (B1A489)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое.
2) В сложном предложении 2 обе части представлены двусоставными предложениями.
3) Предложение 3 простое, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
4) Предложение 4 бессоюзное сложное.
5) В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы.
134
134
Номер: EB9B10 2 (B1A489)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Ртуть – уникальный химический элемент. (2)Она является единственным жидким металлом. (3)До сих пор это утверждение неизменно воспроизводится не только в школьных учебниках, но и в справочниках по химии и металлургии. (4)Однако уникальность ртути исчезла, когда Маргарита Перé, ученица Марии Склодóвской-Кюри́, открыла новый элемент и назвала его в честь своей Родины францием. (5)Плавясь при температуре 8оС, франций устранил монополию ртути на право считаться единственным жидким металлом.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) элемент (предложение 1)
2) она является (предложение 2)
3) утверждение воспроизводится (предложение 3)
4) уникальность исчезла (предложение 4)
5) право считаться (предложение 5)
34
34
Номер: 5CA97C 1 (BE6E8B)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 содержится составное именное сказуемое.
2) Предложение 2 нераспространённое.
3) Предложение 3 сложносочинённое.
4) Вторая часть сложного предложения 4 осложнена обособленным приложением.
5) Предложение 5 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
14
14
1) В предложении 1 содержится составное именное сказуемое.
Верно. (1)Ртуть – уникальный химический элемент.
2) Предложение 2 нераспространённое.
Неверно. (2)Это единственный жидкий металл. (распространенное, т.к. есть второстепенные члены предложения)
3) Предложение 3 сложносочинённое.
Неверно. (3)До сих пор это утверждение неизменно воспроизводится не только в школьных учебниках, но и в справочниках по химии и металлургии. (простое предложение)
4) Вторая часть сложного предложения 4 осложнена обособленным приложением.
Верно. (4)Однако уникальность ртути исчезла в тот самый день, когда Маргарита Перé, ученица Марии Склодóвской-Кюри́, открыла новый элемент и назвала его в честь своей родины францием.
5) Предложение 5 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Неверно. (5)Плавясь при температуре 8оС, франций устранил монополию ртути на право считаться единственным жидким металлом. (обособленное обстоятельство выражено деепричастным оборотом)
Номер: 469DEB 2 (BE6E8B)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса, в который внедрён ген человека. (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающих обезвреживать опасные для человека химические соединения. (3)Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. (5)Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле, однако эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) внедрён ген (предложение 1)
2) обезвреживать (предложение 2)
3) рис станет устойчивым (предложение 3)
4) фермент универсален (предложение 4)
5) эксперты предостерегают (предложение 5)
135
135
Номер: 604777 1 (54DD8F)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.
2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
3) Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.
4) Предложение 4 осложнено однородными сказуемыми.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
124
124
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.
Верно. (1)[Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса], какой? (в который внедрён ген человека).
2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Верно. (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающих обезвреживать опасные для человека химические соединения.
3) Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.
Неверно. (3)[Дело в том], (что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву).
4) Предложение 4 осложнено однородными сказуемыми.
Верно. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
Неверно. (5)[Обычно такого количества достаточно], (чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле), однако [эксперты предостерегают], (что внедрённый ген может передаться диким сортам риса). (Сложная синтаксическая конструкция состоит из двух частей: первая часть - сложноподчинённое предложение, вторая часть тоже сложноподчинённое предложение. Обе части связаны сочинительным союзом ОДНАКО.)
Номер: D8BCE7 2 (54DD8F)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Знаете ли вы, что удивительная идея создания искусственной сверхпланеты принадлежит К.Э. Циолковскому? (2)Однако в 1960 году американский учёный-физик развил эту смелую мысль русского учёного, представив её как полноправную научную гипотезу, которая подлежит самому тщательному обсуждению учёными и инженерами. (3)Он, вероятно, не знал ничего о книгах Циолковского. (4)И тем не менее произошла, образно говоря, своеобразная эстафета мысли. (5)По существу, американский профессор выдвинул проект сооружения вокруг Солнца сплошной гигантской сферы радиусом около 150 миллионов километров, то есть примерно на уровне орбиты Земли.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) идея принадлежит (предложение 1)
2) развил мысль (предложение 2)
3) он (не) знал (предложение 3)
4) произошла (предложение 4)
5) профессор выдвинул (предложение 5)
135
135
Номер: 8BFD50 1 (836482)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Первая часть сложного предложения 1 – односоставное определённо-личное предложение.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным.
3) Предложение 3 осложнено вводным словом.
4) Предложение 4 двусоставное.
5) Предложение 5 содержит 2 (две) грамматические основы.
234
234
1) Первая часть предложения 1 – односоставное определённо-личное предложение.
Неверно. (1)Знаете ли вы, что удивительная идея создания искусственной сверхпланеты принадлежит К.Э. Циолковскому?
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным.
Верно. (2)Однако в 1960 году американский учёный-физик развил эту смелую мысль русского учёного, представив её как полноправную научную гипотезу, какую? которая подлежит самому тщательному обсуждению учёными и инженерами.
3) Предложение 3 осложнено вводным словом.
Верно. (3)Он, вероятно, не знал ничего о книгах Циолковского.
4) Предложение 4 двусоставное.
Верно. (4)И тем не менее произошла, образно говоря, своеобразная эстафета мысли.
5) Предложение 5 содержит 2 (две) грамматические основы.
Неверно. (5)По существу, американский профессор выдвинул проект сооружения вокруг Солнца сплошной гигантской сферы радиусом около 150 миллионов километров, то есть примерно на уровне орбиты Земли.
Номер: 9E51FF 2 (836482)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Перед человечеством стоят глобальные проблемы: рост населения мира, социальное неравенство, проблемы использования Мирового океана и космического пространства, природных ресурсов и защиты окружающей среды. (2)В связи с этим сотрудничество учёных различных стран призвано сыграть свою роль в решении этих проблем. (3)Говоря о значении научных открытий и изобретений, следует помнить о возросшей ответственности учёных за будущее человечества. (4)К сожалению, в мире существует непонимание места и роли науки, а мистические представления вытесняют целостное научное мировоззрение. (5)Поэтому вопрос о роли науки в формировании и в выработке новых ценностей современного мира становится основным вопросом научного сообщества, системы образования, а также средств массовой информации.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) перед человечеством стоят (предложение 1)
2) призвано сыграть (предложение 2)
3) следует помнить (предложение 3)
4) непонимание существует (предложение 4)
5) вопрос становится (предложение 5)
34
34
Номер: 1E2A8F 1 (512A85)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено однородными членами предложения с обобщающим словом.
2) Предложение 2 односоставное безличное.
3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
4) Первая часть сложного предложения 4 осложнена вводной конструкцией.
5) Предложение 5 сложносочинённое.
14
14
1) Предложение 1 осложнено однородными членами предложения с обобщающим словом.
Верно. (1)Перед человечеством стоят глобальные проблемы: рост населения мира, ликвидация социального неравенства, проблемы использования Мирового океана и космического пространства, природных ресурсов и защиты окружающей среды.
2) Предложение 2 односоставное безличное.
Неверно. (2)В связи с этим сотрудничество учёных различных стран призвано сыграть свою роль в решении этих проблем. (двусоставное)
3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
Неверно. (3)Говоря о значении научных открытий и изобретений, следует помнить и о возросшей ответственности учёных за будущее человечества.
4) Первая часть сложного предложения 4 осложнена вводной конструкцией.
Верно. (4)К сожалению, в мире всё больше растёт непонимание места и роли науки, а мистические представления вытесняют целостное научное мировоззрение.
5) Предложение 5 сложносочинённое.
Неверно. (5)Поэтому вопрос о месте науки в общественном сознании, в выработке новых ценностей современного мира становится основным вопросом научного сообщества, системы образования, а также средств массовой информации. (простое предложение)
Номер: DBA545 2 (512A85)