Задания линеек 2 и 3 ОГЭ по русскому языку на синтаксический анализ привязаны парами к одному тексту. Во втором нужно указать варианты, в которых правильно определена грамматическая основа, в третьих найти верные утверждения по поводу состава предложения. ГИАгид собрал для вас все задания второй и третьей линейки к ОГЭ по русскому языку из открытого банка заданий ФИПИ. На ОГЭ можно вписывать цифры ответа в произвольном порядке, а в тренажере для проверке вписывайте числа по возрастанию.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Процесс образования полезных ископаемых происходит повсеместно: на суше, в реках, озёрах, морях и океанах. (2)Наиболее активен этот процесс в горах и на плоскогорьях в жарком и влажном климате. (3)Высокие горы энергично разрушаются внешними силами Земли: ветром, водой, суточными и сезонными колебаниями температуры и движущимися ледниками. (4)В результате возникает огромная масса обломков, которая постепенно перемещается по планете в направлении наиболее низких её участков. (5)При общем движении наиболее прочные, тяжёлые и инертные частицы накапливаются в низинах и излучинах рек; здесь и образуются россыпи золота, платины, олова, алмазов и вольфрама.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) происходит (предложение 1)
2) наиболее активен процесс (предложение 2)
3) разрушаются Земли (предложение 3)
4) которая перемещается (предложение 4)
5) частицы накапливаются (предложение 5)
245
245
Номер: 554ED3 1 (BF90BD)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 простое.
2) Предложение 2 односоставное назывное.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным определительным.
5) Предложение 5 простое, осложнённое уточняющим обстоятельством.
14
14
1) Предложение 1 простое.
Верно. (1)Процесс образования полезных ископаемых происходит повсеместно: на суше, в реках, озёрах, морях и океанах.
2) Предложение 2 односоставное назывное.
Неверно. (2)Наиболее активен этот процесс в горах и на плоскогорьях в жарком и влажном климате. (Двусоставное)
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
Неверно. (3)Высокие горы энергично разрушаются внешними силами Земли: ветром, водой, суточными и сезонными колебаниями температуры и движущимися ледниками. (простое предложение, осложненное обобщающим словом с однородными дополнениями)
4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным определительным.
Верно. (4)[В результате возникает огромная масса обломков], масса какая? (которая постепенно перемещается по планете в направлении наиболее низких её участков).
5) Предложение 5 простое, осложнённое уточняющим обстоятельством.
Неверно. (5)[При общем движении наиболее прочные, тяжёлые и инертные частицы накапливаются в низинах и излучинах рек], [здесь и образуются россыпи золота, платины, олова, алмазов и вольфрама]. (сложное бессоюзное предложение)
Номер: FFD160 2 (BF90BD)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Культура человека выражается не только в умении говорить, но и в умении слушать. (2)Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай, возражение может и не понадобиться. (3)Непривлекателен человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. (4)Этим он унижает не только собеседника, но и себя. (5)Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника, во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) говорить (и) слушать (предложение 1)
2) захочешь (предложение 2)
3) непривлекателен человек (предложение 3)
4) он унижает (предложение 4)
5) уважай мнение (предложение 5)
34
34
Номер: 245FD8 1 (CC9EBC)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложносочинённое.
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
3) Предложение 3 простое с однородными сказуемыми.
4) Предложение 4 простое, нераспространённое.
5) В сложном предложении 5 все части – односоставные определённо-личные предложения.
25
25
1) Предложение 1 сложносочинённое.
Неверно. (1)Культура человека выражается не только в умении говорить, но и в умении слушать. (предложение простое)
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
Верно. (2)(Если даже захочешь возразить собеседнику), [терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его], [возражение может и не понадобиться].
3) Предложение 3 простое с однородными сказуемыми.
Неверно. (3)[Некрасиво выглядит человек], (который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией). (предложение сложноподчиненное)
4) Предложение 4 простое нераспространённое.
Неверно. (4)Этим он унижает не только собеседника, но и себя. (предложение простое распространенное, т.к. есть второстепенные члены предложения)
5) В сложном предложении 5 все части – односоставные определённо-личные.
Верно. (5)Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника, во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью. (предложения односоставные определённо-личные, т.к. в них один главный член предложения - сказуемое, которое выражено глаголом повелительного наклонения, 2-го лица, единственного числа)
Номер: 8316DC 2 (CC9EBC)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Большинство великих географических открытий стало возможным благодаря использованию особых навигационных приборов. (2)Самый известный из них – компас. (3)Он был изобретён в Китае более двух тысяч лет назад. (4)Пластинка из магнитного железняка в этом компасе указывала не на север (как мы привыкли), а на юг, поэтому в Китае компас называли «ведающий югом». (5)После того как в XIII веке знаменитый итальянский путешественник Марко Поло привёз в Европу компас, европейцы сами начали изготавливать этот полезный прибор.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) большинство стало (предложение 1)
2) компас (предложение 2)
3) он был изобретён (предложение 3)
4) пластинка указывала (предложение 4)
5) европейцы начали изготавливать (предложение 5)
345
345
Номер: 3C015C 1 (EC88B2)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 односоставное безличное.
2) Предложение 2 двусоставное.
3) Предложение 3 простое, нераспространённое.
4) Первая часть сложного предложения 4 осложнена вставной конструкцией и однородными членами предложения.
5) Предложение 5 сложноподчинённое.
245
245
Номер: 2F0E81 2 (EC88B2)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Хотя идея построить судно, которое будет погружаться под воду и всплывать по желанию экипажа, достаточно стара, первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке. (2)Тогда же, во время гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля. (3)А в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности. (4)Уже в начале Первой мировой войны новый вид морского вооружения заставил весь мир обратить на себя внимание: немецкая подлодка в течение получаса пустила ко дну сразу три английских крейсера. (5)Это казалось невероятным: маленький кораблик с немногочисленным экипажем потопил три огромных военных судна, которые обслуживали сотни людей!
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) идея стара (предложение 1)
2) атака состоялась (предложение 2)
3) выходить, погружаться, наносить (предложение 3)
4) обратить внимание (предложение 4)
5) это казалось невероятным (предложение 5)
125
125
Номер: 937898 1 (C7A3B8)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
2) Предложение 2 осложнено обособленным уточняющим обстоятельством.
3) Предложение 3 осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) Предложение 5 сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями.
235
235
1) Предложение 1 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
Неверно. (1)Хотя идея построить судно, которое будет погружаться под воду и всплывать по желанию экипажа, достаточно стара, первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке. (сложноподчиненное с последовательным подчинением придаточных)
2) Предложение 2 осложнено обособленным уточняющим обстоятельством.
Верно. (2)Тогда же а именно когда?, во время гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля.
3) Предложение 3 осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
Верно. (3)А в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
Неверно. (4)Уже в начале Первой мировой войны новый вид морского вооружения заставил весь мир обратить на себя внимание: германская подлодка в течение получаса пустила ко дну сразу три английских крейсера. (бессоюзное сложное)
5) Предложение 5 сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями.
Верно. (5)Это казалось невероятным: (бессоюзная связь) маленький кораблик с немногочисленным экипажем потопил три огромных военных судна, которые (подчинительная связь) обслуживали сотни людей!
Номер: A44F68 2 (C7A3B8)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Сложное строение волосков «меха» морской мыши, конечно, не было создано природой случайно, однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (2)До сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветовым зрением. (3)Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу. (4)Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода. (5)Но для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает применяться в волоконно-оптических кабелях нового поколения.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) зоологи (не) могут (предложение 1)
2) неясно (предложение 2)
3) напрашивается предположение (предложение 3)
4) способна воспринимать цвет (предложение 4)
5) важнее обстоятельство (предложение 5)
235
235
Номер: CE1D70 1 (038A17)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Вторая часть сложного предложения 1 осложнена вводным словом – однако.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
3) Предложение 3 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
4) Во второй части сложного предложения 4 простое глагольное сказуемое.
5) Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы.
23
23
1) Вторая часть предложения 1 осложнена вводным словом – однако.
Неверно. (1)Сложное строение волосков «меха» морской мыши, конечно, не было создано природой случайно, однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (слово ОДНАКО является сочинительным союзом)
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
Верно. (2)До сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветовым зрением.
3) Предложение 3 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
Верно. (3)(Если нет), то [напрашивается предположение], (что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу).
4) Во второй части сложного предложения 4 простое глагольное сказуемое.
Неверно. (4)Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны (причастие) с продолжением рода.
5) Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы.
Неверно. (5)Но для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает применяться в волоконно-оптических кабелях нового поколения.
Номер: FD12E7 2 (038A17)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) эмоции сформировались (предложение 1)
2) исследования были систематизированы (предложение 2)
3) учёным был приведён (предложение 3)
4) реакции рассматривал (предложение 4)
5) исследования – результат (предложение 5)
12
12
1) эмоции сформировались (предложение 1)
Верно. (1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека.
2) исследования были систематизированы (предложение 2)
Верно. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных».
3) учёным был приведён (предложение 3)
Неверно. (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих.
4) реакции рассматривал (предложение 4)
Неверно. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов.
5) исследования – результат (предложение 5)
Неверно. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.
Номер: EC9E72 1 (935014)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
2) Предложение 2 сложное бессоюзное.
3) Предложение 3 осложнено однородными членами предложения.
4) Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
5) Предложение 5 сложносочинённое.
123
123
Номер: 32B858 2 (935014)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Ещё в глубокой древности люди установили, что в воздухе свет распространяется по прямой линии. (2)В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате; точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. (3)На основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения света: в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям. (4)Собственно, само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. (5)Теперь, желая проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) свет распространяется (предложение 1)
2) можно убедиться (предложение 2)
3) был закон (предложение 3)
4) само возникло (предложение 4)
5) мы пользуемся (предложение 5)
125
125
Номер: 2346B9 1 (E8BC1D)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Первая часть сложного предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.
2) Первая часть сложного предложения 2 осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
235
235
1) Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.
Неверно. (1)Ещё в глубокой древности люди установили, что в воздухе свет распространяется по прямой линии. (первая часть предложения 1 - двусоставное предложение)
2) Первая часть предложения 2 осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Верно. (2)В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате, точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
Верно. (3)[На основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения света]: [в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям].
4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.
Неверно. (4)Собственно, само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. (предложение 4 содержит одну грамматическую основу)
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
Верно. (5)[Теперь, желая проверить, желая проверить что? (является ли линия прямой), мы пользуемся этим законом].
Номер: C8F6B5 2 (E8BC1D)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература ХIХ века – явление исключительное. (2)Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звёздами небе, если бы некоторые из писателей, составивших её славу, не походили в читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». (3)Одно только упоминание Льва Толстого или Фёдора Достоевского сразу же вызывает представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании всё новых и новых поколений читателей. (4)Впечатление, которое производит этот золотой век русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о её «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплочённости её рядов, непрерывности её традиций». (5)Каждая из великих книг – это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого автора, но и страницы народной истории.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) явление исключительное (предложение 1)
2) можно было бы сказать (предложение 2)
3) вызывает представление (предложение 3)
4) выразил Томас Манн (предложение 4)
5) каждая из книг – (это) часть (предложение 5)
24
24
Номер: A8C763 1 (CEB626)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 двусоставное.
2) Во второй части сложного предложения 2 составное именное сказуемое.
3) Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
4) Предложение 4 содержит цитаты.
5) Предложение 5 сложносочинённое.
124
124
1) Предложение 1 двусоставное.
Верно. (1)Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература ХIХ века – явление исключительное.
2) Во второй части сложного предложения 2 составное именное сказуемое.
Верно. (2)Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звёздами небе, если бы некоторые из писателей, составивших её славу, не походили в нашем читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные».
3) Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
Неверно. (3)[Одно только имя Льва Толстого или Фёдора Достоевского сразу же вызывает представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов], каких? (которые по-своему преломляются в сознании всё новых и новых поколений читателей). (придаточное определительное)
4) Предложение 4 содержит цитаты.
Верно. (4)Впечатление, которое производит этот золотой век русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о её «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплочённости её рядов, непрерывности её традиций».
5) Предложение 5 сложносочинённое.
Неверно. (5)Каждая из великих книг – это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого автора, но и страницы народной истории. (простое предложение с однородными сказуемыми)
Номер: 1ECDCB 2 (CEB626)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)В мировой художественной литературе немало примеров того, как с помощью слова можно описать музыку и те сложные впечатления, которые возникают у слушателя при восприятии музыкального произведения. (2)Одним из таких художников слова являлся Иван Сергеевич Тургенев. (3)Музыкальность, тонкий слух и музыкальный вкус, постоянное пребывание с раннего детства в атмосфере музыки и красоты способствовали глубокому пониманию писателем музыкального искусства и сказались на характере его творчества. (4)Произведения Тургенева в большинстве своём связаны с музыкой. (5)Музыка становится средством характеристики героев, выражением авторской позиции.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) можно описать (предложение 1)
2) Иван Сергеевич Тургенев являлся (предложение 2)
3) слух (и) вкус сказались (предложение 3)
4) произведения связаны (предложение 4)
5) музыка становится (предложение 5)
14
14
Номер: 2E9860 1 (3A6229)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.
2) Предложение 2 неполное.
3) Предложение 3 односоставное, распространённое.
4) Предложение 4 простое двусоставное.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.
14
14
Номер: 10D166 2 (3A6229)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Шарики надувают лёгким газом, обычно гелием. (2)Резина, из которой делают шарики, состоит из длинных нитевидных молекул, переплетённых в многослойную сетку. (3)Эти молекулы (а они состоят всего из одного атома) настолько малы, что могут понемногу просачиваться через отверстия в этой сетке. (4)К тому же, когда шарик надувают, его стенка растягивается, становится тоньше, отверстия сетки немного расширяются, и процесс утечки газа облегчается; когда уже довольно много гелия вышло наружу и давление в шарике упало, он уменьшается, а его стенка снова утолщается. (5)Таким образом, утечка гелия сначала идёт быстро, а потом, когда шарик съёжился, замедляется, и он может долго не сдуваться.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) шарики надувают (предложение 1)
2) делают (предложение 2)
3) молекулы малы (предложение 3)
4) давление упало (предложение 4)
5) он может (предложение 5)
234
234
Номер: 94F21E 1 (7167DF)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 односоставное неопределённо-личное.
2) В предложении 2 все сказуемые составные глагольные.
3) Первая часть сложного предложения 3 осложнена вставной конструкцией.
4) Предложение 4 сложное бессоюзное.
5) Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.
13
13
1) Предложение 1 односоставное неопределённо-личное.
Верно. (1)Шарики надувают лёгким газом, обычно гелием. (сказуемое выражено глаголом в форме изъявительного наклонения настоящего времени 3-го лица единственного числа)
2) В предложении 2 все сказуемые составные глагольные.
Неверно. (2)Резина, из которой делают шарики, состоит из длинных нитевидных молекул, переплетённых в многослойную сетку.
3) Первая часть сложного предложения 3 осложнена вставной конструкцией.
Верно. (3)Молекулы гелия (а они состоят всего из одного атома) настолько малы, что могут понемногу просачиваться через отверстия в этой сетке.
4) Предложение 4 сложное бессоюзное.
Неверно. (4)[К тому же, (когда шарик надувают), его стенка растягивается, становится тоньше], [отверстия сетки немного расширяются], и [процесс утечки газа облегчается]; (когда уже довольно много гелия вышло наружу) и (давление в шарике упало), [он уменьшается], а [его стенка снова утолщается]. (сложная синтаксическая конструкция)
5) Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.
Неверно. (5)[Таким образом, утечка гелия сначала идёт быстро, а потом, (когда шарик съёжился), замедляется], и [он может долго лежать на полу, но совсем всё же не сдуется]. (3 основы)
Номер: A2F999 2 (7167DF)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике. (2)Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. (3)В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках. (4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. (5)Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов: пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) внимание уделял (предложение 1)
2) он определил (предложение 2)
3) которые применяются (предложение 3)
4) Леонардо начертил (и) придумал (предложение 4)
5) привело Леонардо (предложение 5)
34
34
Номер: D5D115 1 (0A1FD5)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.
2) Предложение 2 сложносочинённое.
3) Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным определительным.
4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.
134
134
1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.
Верно. (1)Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике.
2) Предложение 2 сложносочинённое.
Неверно. (2)Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. (простое предложение)
3) Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным определительным.
Верно. (3)В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, (каких?) которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках.
4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.
Верно. (4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.
Неверно. (5)Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов: пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения. (простое предложение)
Номер: 079566 2 (0A1FD5)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало – десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) натуралистов поражала (предложение 1)
2) может быть (предложение 2)
3) считают (предложение 3)
4) возможно (предложение 4)
5) установлено (предложение 5)
45
45
1) натуралистов поражала (предложение 1)
Неверно. (1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало – десятки за ночь.
2) может быть (предложение 2)
Неверно. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства?
3) считают (предложение 3)
Неверно. (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы.
4) возможно (предложение 4)
Верно. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи.
5) установлено (предложение 5)
Верно. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.
Номер: D7EBC0 1 (EB1CD5)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложное бессоюзное.
2) Предложение 2 осложнено вводной конструкцией.
3) В предложении 3 параллельное (неоднородное) подчинение придаточных.
4) В предложении 4 содержится 4 (четыре) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложноподчинённое.
125
125
Номер: 97B273 2 (EB1CD5)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Рельеф Земли – это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил. (2)Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. (3)Грозные силы природы, приводя в движение прочнейшие скальные массивы, как разрушают их до основания, так и создают новые горы, впадины, ущелья и долины. (4)А на дне океанов возникают огромные равнины, которые со временем покрываются илом и крупными обломками. (5)Происходит это довольно медленно, и всей человеческой жизни не хватит, чтобы заметить изменения поверхности; она как будто дышит, то поднимаясь, то опускаясь, по ней пробегают волны, она лопается от возникших напряжений.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) это сочетание (предложение 1)
2) движения играют (предложение 2)
3) Силы (как) разрушают, (так и) создают (предложение 3)
4) равнины возникают (предложение 4)
5) происходит это (предложение 5)
345
345
Номер: 1B2BE2 1 (7AAF51)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое.
2) Предложение 2 простое, неосложнённое.
3) Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, однородными сказуемыми и однородными дополнениями.
4) Предложение 4 сложноподчинённое.
5) В предложении 5 содержится 6 (шесть) грамматических основ.
345
345
1) Предложение 1 сложноподчинённое.
Неверно. (1)Рельеф Земли – это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил. (Простое предложение)
2) Предложение 2 простое, неосложнённое.
Неверно. (2)Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. (Осложнено однородными подлежащими)
3) Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, однородными сказуемыми и однородными дополнениями.
Верно. (3)Грозные силы природы, приводя в движение прочнейшие скальные массивы, как разрушают их до основания, так и создают новые горы, впадины, ущелья и долины.
4) Предложение 4 сложноподчинённое.
Верно. (4)[А на дне океанов возникают огромные равнины], (которые со временем покрываются илом и крупными обломками).
5) В предложении 5 содержится 6 (шесть) грамматических основ.
Верно. (5)[Происходит это довольно медленно], и [всей человеческой жизни не хватит], (чтобы заметить изменения поверхности); [она как будто дышит], [то поднимаясь, то опускаясь, по ней пробегают волны], [она лопается от возникших напряжений].
Номер: 907542 2 (7AAF51)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) полюсы неравноправны (предложение 1)
2) он может длиться (предложение 2)
3) правда (предложение 3)
4) это объясняется (предложение 4)
5) условность объясняется (предложение 5)
124
124
Номер: 603B9A 1 (B9645A)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Первая часть сложного предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.
2) Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.
3) В предложении 3 сказуемое составное глагольное.
4) Вторая часть сложного предложения 4 осложнена вводным словом.
5) Предложение 5 сложносочинённое.
124
124
1) Первая часть сложного предложения 1 – неопределённо-личное предложение.
Верно. (1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны.
2) Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.
Верно. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго.
3) В предложении 3 сказуемое составное глагольное.
Неверно. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни.
4) Вторая часть сложного предложения 4 осложнена вводным словом.
Верно. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог.
5) Предложение 5 сложносочинённое.
Неверно. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше. (сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связями)
Номер: 457BF6 2 (B9645A)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы. (2)С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. (3)В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение. (4)Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно. (5)Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) биология и проблемы приобретают (предложение 1)
2) разрабатывались методы (предложение 2)
3) возникло убеждение (предложение 3)
4) рождается ядро (предложение 4)
5) он остаётся (предложение 5)
23
23
Номер: FDE8A5 1 (8FEF5A)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложное бессоюзное.
2) Предложение 2 односоставное неопределённо-личное.
3) В предложении 3 содержится 3 (три) грамматические основы.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) Вторая часть сложного предложения 5 осложнена однородными членами.
135
135
1) Предложение 1 сложное бессоюзное.
Верно. (1)[Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека], [болезненную остроту приобретают и психологические проблемы]. (между простыми предложениями нет ни сочинительных союзов, ни подчинительных союзов, ни союзных слов)
2) Предложение 2 односоставное неопределённо-личное.
Неверно. (2)С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. (простое двусоставное предложение)
3) В предложении 3 содержится 3 (три) грамматические основы.
Верно. (3)В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
Неверно. (4)[Вместе с тем рождается предположение], (что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно). (предложение сложноподчиненное, простые предложения связаны подчинительным союзом ЧТО)
5) Вторая часть предложения 5 осложнена однородными членами.
Верно. (5)Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию.
Номер: 3CA856 2 (8FEF5A)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Процесс горения – один из важнейших физико-химических процессов на Земле. (2)Без него существование человека было бы невозможным. (3)Изучение процесса горения необходимо для более эффективного расходования углеводородного топлива и защиты от опустошительных пожаров. (4)Несмотря на важную роль процесса горения в нашей жизни, он изучен явно недостаточно, и для этого есть веская причина – притяжение Земли, из-за которого при горении возникает движение воздуха: нагретый воздух устремляется вверх, а холодный опускается. (5)Этот поток усложняет исследование процесса горения, поэтому в условиях невесомости изучать горение легче.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) один на Земле (предложение 1)
2) существование было бы невозможным (предложение 2)
3) необходимо (предложение 3)
4) есть причина (предложение 4)
5) усложняет исследование (предложение 5)
24
24
1) один на Земле (предложение 1)
Неверно. (1)Процесс горения – один из важнейших физико-химических процессов на Земле.
2) существование было бы невозможным (предложение 2)
Верно. (2)Без него существование человека было бы невозможным.
3) необходимо (предложение 3)
Неверно. (3)Изучение процесса горения необходимо для более эффективного расходования углеводородного топлива и защиты от опустошительных пожаров.
4) есть причина (предложение 4)
Верно. (4)Несмотря на важную роль процесса горения в нашей жизни, изучен он явно недостаточно, и для этого есть веская причина – притяжение Земли, из-за которого при горении возникает движение воздуха: нагретый воздух устремляется вверх, а холодный снизу приходит ему на смену.
5) усложняет исследование (предложение 5)
Неверно. (5)Этот поток усложняет исследование процесса горения, поэтому в условиях невесомости изучать горение легче.
Номер: B2AFB8 1 (3A9C50)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 сказуемое простое глагольное.
2) Предложение 2 простое, нераспространённое.
3) Предложение 3 осложнено однородными членами предложения.
4) Предложение 4 сложное с союзной сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
5) В предложении 5 содержится 2 (две) грамматические основы.
345
345
Номер: DE0C53 2 (3A9C50)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Коррозия – это разрушение металлов, вызываемое химическими или электрическими процессами. (2)Чтобы защитить металл от разрушения, рекомендуют использование материалов, не подвергающихся коррозии. (3)Например, добавление к стали титана, хрома, никеля значительно увеличивает её антикоррозийные свойства. (4)А для защиты металлов от атмосферной коррозии часто применяют такой способ: поверхность металлов покрывается лаками, красками, а иногда и слоем другого металла (олова, цинка, никеля, хрома). (5)Однако такой способ защиты металла оказывается довольно дорогим, потому что покрытие надо периодически обновлять.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) коррозия – (это) разрушение (предложение 1)
2) защитить (предложение 2)
3) увеличивает свойства (предложение 3)
4) применяют способ (предложение 4)
5) надо обновлять (предложение 5)
125
125
Номер: 2AFA36 1 (F3A4AC)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением.
2) Вторая часть сложного предложения 2 – односоставное неопределённо-личное предложение.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
4) Предложение 4 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным причины.
125
125
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением.
Верно. (1)Коррозия – это разрушение металлов, вызываемое химическими или электрическими процессами.
2) Вторая часть предложения 2 – односоставное неопределённо-личное предложение.
Верно. (2)Чтобы защитить металл от разрушения, рекомендуют использование материалов, не подвергающихся коррозии.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
Неверно. (3)Например, добавление к стали титана, хрома, никеля значительно увеличивает её антикоррозийные свойства. (Простое)
4) Предложение 4 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.
Неверно. (4)А для защиты металлов от атмосферной коррозии часто применяют такой способ изоляции: поверхность металлов покрывают лаками, красками, а иногда и слоем другого металла (олова, цинка, никеля, хрома). (бессоюзное сложное предложение)
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным причины.
Верно. (5)Однако такой способ защиты металла оказывается довольно дорогим, почему? (потому что покрытие надо периодически обновлять).
Номер: A6CE50 2 (F3A4AC)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием к героям.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) герои живут (предложение 1)
2) они страдают (предложение 2)
3) нам трудно представить (предложение 3)
4) чувства доведены (предложение 4)
5) проникаемся (предложение 5)
124
124
Номер: 8EFE9F 1 (7044AE)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
3) Вторая часть сложного предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением.
4) В первой части сложного предложения 4 простое глагольное сказуемое.
5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
35
35
1) В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.
Неверно. (1)Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
Неверно. (2)[Они страдают так мучительно], (что читать об этих страданиях больно). (сложноподчиненное с придаточным меры и степени)
3) Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением.
Верно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте.
4) В первой части сложного предложения 4 простое глагольное сказуемое.
Неверно. (4)Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – всё достигает высшего предела. (составное именное сказуемое, выраженное кратким причастием)
5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Верно. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием.
Номер: 96F6B0 2 (7044AE)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2)Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что возник некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то – устным. (3)По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4)К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. (5)Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) есть коммуникации (предложение 1)
2) можно утверждать (предложение 2)
3) без сомнения (предложение 3)
4) диалог предполагает (предложение 4)
5) структуры (предложение 5)
24
24
Номер: F0DCC0 1 (D9E3AB)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 простое, двусоставное.
2) В предложении 2 последовательное подчинение придаточных.
3) Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
4) Предложение 4 сложное.
5) В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы.
124
124
1) Предложение 1 простое двусоставное.
Верно. (1)В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная.
2) В предложении 2 последовательное подчинение придаточных.
Верно. (2)Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то – устным.
3) Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Неверно. (3)По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (нет деепричастного оборота, а есть причастный)
4) Предложение 4 сложное.
Верно. (4)К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики.
5) В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы.
Неверно. (5)Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная. (2 грамматические основы)
Номер: 7A0645 2 (D9E3AB)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Земля – третья планета Солнечной системы, это единственная пока известная нам планета, на которой есть жизнь. (2)Она совершает полный оборот вокруг Солнца, как известно, за 365 дней; два раза в году, 21 марта и 23 сентября, Солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе, а день равен ночи. (3)21 марта называют днём весеннего равноденствия: это начало астрономической весны, а 23 сентября – день осеннего равноденствия: это начало астрономической осени. (4)А когда же начинаются астрономические зима и лето? (5)Астрономическая зима начинается 22 декабря – самый короткий день зимнего солнцестояния, а астрономическое лето начинается 22 июня – самый длинный день летнего солнцестояния: в эти дни Солнце появляется летом на северо-востоке, а зимой – на юго-востоке, заходит летом на северо-западе, а зимой – на юго-западе.
2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) есть жизнь (предложение 1)
2) Солнце восходит (и) заходит (предложение 2)
3) 23 сентября – (это) начало (предложение 3)
4) начинаются (предложение 4)
5) начинается день (предложение 5)
12
12
Номер: F81BE3 1 (8656C8)
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 сложное с придаточным определительным.
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью.
3) Первая часть сложного предложения 3 – односоставное неопределённо-личное предложение.
4) Предложение 4 вопросительное.
5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами с обобщающим словом.
134
134
1) Предложение 1 сложное с придаточным определительным.
Верно. (1)Земля – третья планета Солнечной системы, это единственная пока известная нам планета, на которой есть жизнь.
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью.
Неверно. (2)Она совершает полный оборот вокруг Солнца, как известно, за 365 дней; два раза в году, 21 марта и 23 сентября, Солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе, а день равен ночи. (нет подчинительной связи)
3) Первая часть предложения 3 – односоставное неопределённо-личное предложение.
Верно. (3)21 марта называют днём весеннего равноденствия: это начало астрономической весны, а 23 сентября – день осеннего равноденствия: это начало астрономической осени.
4) Предложение 4 вопросительное.
Верно. (4)А когда же начинаются астрономические зима и лето?
5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами с обобщающим словом.
Неверно. (5)Астрономическая зима начинается 22 декабря – самый короткий день зимнего солнцестояния, а астрономическое лето начинается 22 июня – самый длинный день летнего солнцестояния: в эти дни Солнце появляется летом на северо-востоке, а зимой – на юго-востоке, заходит летом на северо-западе, а зимой – на юго-западе. (сложное предложение)
Номер: FAE659 2 (8656C8)