Задание 8 ЕГЭ по русскому языку проверяет умения установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями. В тренажере использованы предложения из банка ФИПИ.

00:00
Прогресс: 0% (0/0) | Результативность: 0%
Соотнесите грамматические ошибки с предложениями, в которых они допущены:

Грамматические ошибки

Предложения

Чтобы запустить тренажер, нажмите СТАРТ. Вы можете закончить тренироваться раньше, чем кончатся предложения, нажав СТОП, а так же посмотреть свои ошибки и проработать их.

Типы ошибок

Неправильное построение предложения с ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

  1. Определяемое слово может стоять либо перед ПО, либо после. Оно не может разрывать причастный оборот.
  • Желающий освободить Александр II крестьян отменил крепостное право. – ОШИБКА
  • Александр IIжелающий освободить крестьян, отменил крепостное право. – ВЕРНО
  • Желающий освободить крестьян Александр II отменил крепостное право. – ВЕРНО
  1. Определяемое слово должно согласовываться с помощью вопроса с причастием.
  • Нельзя забывать о героизме наших предковсражавшИМся за страну. – ОШИБКА
  • Нельзя забывать о героизме наших предковсражавшИХся за страну. – ВЕРНО
  1. ПО (причастный оборот) обычно относится к последнему существительному, то есть определяемое слово должно находиться рядом с ПО.
  • Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев. – ОШИБКА
  • Тянется с севера на юг лес, состоящий в основном из хвойных деревьев. – ВЕРНО
  1. Нельзя использовать действительные причастия вместо страдательных (и наоборот).
  • Здание, долго называемое Сенатом. – ошибка
  • Здание, долго называвшееся Сенатом. – верно
  1. В некоторых случаях употребляется либо только страдательное причастие, либо только действительное причастие от возвратного глагола (с суффиксом -ся) (хотя обе эти формы выражают одно значение). Если можно образовать страдательное причастие, то использование возвратного причастия обычно недопустимо.
  • Книга, читающаяСЯ студентом. – ошибка
  • Книга, читаемая студентом. – верно
  • Работа, делающаяСЯ инженером. – ошибка
  • Работа, делаемая инженером. – верно

ВАЖНО! Возвратное причастие часто используется вместо образования страдательных причастий прошедшего времени от глаголов несовершенного вида.

  • Сочинение, написанное учеником вчера. – верно (от глагола совершенного вида «написать»)
  • Сочинение, писавшееся учеником в течение трёх часов. – верно (от глагола несовершенного вида «писать»)

А ЭТО ВРЯД ЛИ ВАМ ВСТРЕТИТСЯ В ЗАДАНИИ №8 (но может быть в задании №7)

  1. В русском языке не может быть причастий будущего времени.
  • Мы найдём людей, сделающих эту работу за нас. – ошибка
  1. Причастия не образуются от глаголов в форме условного наклонения.
  • Проверивший бы все тексты. – ошибка
  • Прочитавший бы новую книгу. – ошибка

Неправильное построение предложения с ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

Алгоритм выявления ошибок в предложениях с деепричастным оборотом.

  1. Находим грамматическую основу.
  2. Думаем, может ли подлежащее выполнять дополнительное действие, обозначенное деепричастием.
  3. Если не может, значит, данное предложение содержит ошибку.
  • Подъезжая к дому, нам послышался чей-то крик. – ОШИБКА (Крик послышался и крик подъезжал)
  • Подъезжая к дому, мы услышали чей-то крик. – ВЕРНО (Мы услышали и мы подъезжали)

Важно! Употребление ДО возможно​ в безличном предложении, если в состав сказуемого входит неопределённая форма глагола. В таком случае безличное предложение обычно представляет собой формулировку обобщенного характера (правило, рекомендация, инструкция).

  • Вставляя пропущенные буквы, надо вспоминать соответствующие правила. – ВЕРНО. («вспоминать» – неопределённая форма глагола)
  • Свернув на улицу Крупской, через минуту-другую ему стало видно набережную, а также аллею. – ОШИБКА

В данном случае в предложении содержится составное именное сказуемое, в котором неопределённая форма глагола отсутствует => употребление ДО при таких условиях невозможно; необходимо изменить предложение так, чтобы появилось подлежащее, выполняющее оба действия

  • Свернув на улицу Крупской, через минуту-другую он увидел набережную, а также аллею. – ВЕРНО

В безличных предложениях нам нужно следить за тем, чтобы субъект мог выполнять оба действия (обозначенное и в сказуемом, и в ДО).

Именно поэтому также ВОЗМОЖНО употребление ДО в прочих односоставных предложениях (кроме назывных).

  • Идудумаю о прекрасном, разглядывая ворон. (определённо-личное предложение)
  • В дверь постучалииспользовав молоточек. (неопределённо-личное предложение)
  • Сидишь, бывало, на качелях, покачивая ногами. (обобщённо-личное предложение)

Важно! Также невозможно употребление деепричастных оборотов в страдательных конструкциях (то есть в тех, где подлежащее указывает на объект действия, а не на субъект = не самостоятельно выполняет действие).

  • Работая над докладом, мной был сделан интересный вывод о древнегерманских сказаниях. – ОШИБКА
  • Работая над докладомя сделал интересный вывод о древнегерманских сказаниях. – ВЕРНО
  • Придумывая новые настольные игрыразвиваетСЯ воображение. – ОШИБКА
  • Придумывая новые настольные игрыон развивал воображение. – ВЕРНО

Нарушение в построении предложения с НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

  1. При несогласованном приложении (название в кавычках) есть главное слово (например, «журнал»). Название в кавычках не изменяется и стоит в именительном падеже, даже если главное слово («журнал») стоит в другом падеже.
  2. Если главного слова нет, то название в кавычках может изменяться.
  • В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на интересное произведение. – ОШИБКА
  • В журнале «Новый мир» напечатана рецензия на интересное произведение. – ВЕРНО

ИЛИ

  • В «Новом мире» напечатана рецензия на интересное произведение. – ВЕРНО

Нарушение связи между ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Важно обратить внимание на предложения, построенные по следующей схеме: ВСЕ // ТЕ, КТО + глагол в единственном числе, + глагол во множественном числе (относящийся к ТЕ // ВСЕ). Перед нами сложноподчинённое предложение. Придаточная часть стоит внутри главной. Необходимо следить за тем, к какому подлежащему относится каждое сказуемое. Ошибка может быть как в главном предложении, так и в придаточном.

  • Всекто присутствовал на заседании учёного совета, УБЕДИЛСЯ в обоснованности отклонения диссертации. – ОШИБКА
  • Всекто присутствовал на заседании учёного совета, УБЕДИЛИСЬ в обоснованности отклонения диссертации. – ВЕРНО
  • Всекто ПРИСУТСТВОВАЛИ на заседании учёного совета, убедились в обоснованности отклонения диссертации. – ОШИБКА
  • Всекто ПРИСУТСТВОВАЛ на заседании учёного совета, убедились в обоснованности отклонения диссертации. – ВЕРНО

При неопределенных и отрицательных местоимениях (некто, кто-то, никто и т.д.) сказуемое ставится в единственном числе (в прошедшем времени глагола – в форме мужского рода, даже если речь идет о лице женского пола).

  • Никто из друзей не могли объяснить странного поступка Сергея. – ОШИБКА
  • Никто из друзей не мог объяснить странного поступка Сергея. – ВЕРНО
     
  • Кто-то из студентов неудачно выступили на конференции. – ОШИБКА
  • Кто-то из студентов неудачно выступил на конференции. – ВЕРНО

Часто в роли подлежащего выступают несклоняемые имена существительные. Это могут быть имена собственные, имена нарицательные, аббревиатуры и т.д.
Имея дело с неизменяемыми именами собственными (Сочи, Тбилиси, Батуми, Токио и т.д.), нужно обращать особое внимание на родовое понятие слова.

  • Принято считать, что Сочи стало курортом в 1909 году, когда открылся гостиничный комплекс «Кавказская Ривьера». – ОШИБКА
  • Принято считать, что Сочи стал курортом в 1909 году, когда открылся гостиничный комплекс «Кавказская Ривьера». – ВЕРНО

Сочи – это город => мужской род => сказуемое тоже в мужском роде.

  • Онтарио поразил путешественника: такие живописные берега и чистая вода никогда прежде ему не встречались. – ОШИБКА
  • Онтарио поразило путешественника: такие живописные берега и чистая вода никогда прежде ему не встречались. – ВЕРНО

Онтарио  это озеро => средний род => сказуемое тоже в среднем роде

Иногда одно и то же имя собственное может относиться к двум разным объектам. В таком случае важно обращать внимание на контекст.

  • Штат Миссисипи славился бескрайними равнинами и могучими непроходимыми лесами, изредка сменяющимися невысокими холмами. – ВЕРНО
  • Река Миссисипи, которая богата рыбами веснолосами, впечатляла туристов своим подводным миром. – ВЕРНО

СООТВЕТСТВЕННО:

  • Миссисипи славился бескрайними равнинами и могучими непроходимыми лесами, изредка сменяющимися невысокими холмами. – ВЕРНО (штат)
  • Миссисипи, которая богата рыбами веснолосами, впечатляла туристов своим подводным миром. – ВЕРНО (река)

В аббревиатуре важно знать главное слово и его род.

  • МГУ было основано в 1755 году. – ОШИБКА
  • МГУ был основан в 1755 году. – ВЕРНО

МГУ – университет => мужской род => сказуемое тоже в мужском роде.

  • ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. – ОШИБКА
  • ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. – ВЕРНО

ООН – организация => женский род => сказуемое тоже в женском роде.

Слова-исключения: 

  • МИД (министерство иностранных дел) подтвердил
  • ТАСС (телеграфное агентство Советского Союза) выложил новость
  • ВУЗ (высшее учебное заведение) открыл двери для абитуриентов

Ознакомьтесь со списком несклоняемых имён существительных, выступающих в роли подлежащего.

НАВИГАТОР от ФИПИ

Аббревиатуры

Собственные имена

существительные

Нарицательные имена

существительные

РФ (Российская Федерация) – ж.р.

Сочи – м.р.

Пони – м.р.

СНГ (Содружество Независимых Государств) – ср.р.

Баку – м.р.

Шимпанзе – м.р.

КНР (Китайская Народная Республика) – ж.р.

Тбилиси – м.р.

Какаду – м.р.

ООН (Организация Объединённых Наций) – ж.р.

Батуми – м.р.

Кенгуру – м.р.

МВД (Министерство внутренних дел) – ср.р.

Дели – м.р.

Фламинго – м.р.

МЧС (Министерство по чрезвычайным ситуациям) – ср.р.

Токио – м.р.

Какао – ср.р.

ФСБ (Федеральная служба безопасности) – ж.р.

Капри (остров) – м.р.

Манго – ср.р.

ГАИ (Государственная автомобильная инспекция) – ж.р.

Миссисипи (река) – ж.р.

Киви – ср.р.

РИА (Российское информационное агентство) – ср.р.

Конго (река) – ж.р.

Авокадо – ср.р.

РАН (Российская академия наук) – ж.р.

Гоби (пустыня) – ж.р.

Алоэ – ср.р.

МГУ (Московский государственный университет) – м.р.

Онтарио (озеро) – ср.р.

Кольраби – ж.р.

НИИ (Научно-исследовательский институт) – м.р.

Гюго (писатель) – м.р.

Метро – ср.р.

МФЦ (Многофункциональный центр) – м.р.

Дюма (писатель) – м.р.

Такси – ср.р.

ГЭС (гидроэлектростанция) – ж.р.

Верди (композитор) – м.р.

Депо – ср.р.

АЭС (атомная электростанция) – ж.р.

 

Шоссе – ср.р.

ТЭЦ (теплоэлектроцентраль) – ж.р.

 

Авеню – ж.р.

МХАТ (Московский Художественный академический театр) – м.р.
МХТ имени А.П. Чехова  (Московский Художественный театр) – м.р.

 

Пальто – ср.р.

ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) – ж.р.

 

Жабо – ср.р.

ЕГЭ (единый государственный экзамен) – м.р.

 

Кашне – ср.р.

ЭКГ (электрокардиограмма) – ж.р.

 

Кашпо – ср.р.

ЧП (чрезвычайное происшествие) – ср.р.

 

Кино – ср.р.

БАД (биологически активная добавка) – ж.р.

 

Радио – ср.р.

Иногда приложение и подлежащее, к которому оно относится, имеют разный род. И согласовать сказуемое в роде с приложением – ошибка. С подлежащим – верно. Будьте внимательны!

  • Газета «Коммерсантъ» отпраздновал юбилей. – ОШИБКА
  • Газета «Коммерсантъ» отпраздновалА юбилей. – ВЕРНО

Если среди подлежащих, которые стоят перед сказуемым, есть существительное во множественном числе, то сказуемое обязательно должно стоять во множественном числе.

  • Российская Арктика славится природными ресурсами, однако долгий срок реализации проектов, огромные финансовые затраты, тяжёлые климатические условия и сложность логистики СТОИТ на пути их освоения. – ОШИБКА
  • Российская Арктика славится природными ресурсами, однако долгий срок реализации проектов, огромные финансовые затраты, тяжёлые климатические условия и сложность логистики СТОЯТ на пути их освоения. – ВЕРНО

Иногда подлежащее и сказуемое просто не согласованы в роде или числе. Чтобы заменить это и исправить, нужна только внимательность.

  • Первая половина XIX века стала важным периодом в русской культуре, когда сложилась та среда, которая формировало и объединяло общество. – ОШИБКА
  • Первая половина XIX века стала важным периодом в русской культуре, когда сложилась та среда, которая формировалА и объединялА общество. – ВЕРНО
  • Противоречия с Англией, которые удалось вскоре урегулировать, сменилось всё возрастающей «гер­манской угрозой». – ОШИБКА
  • Противоречия с Англией, которые удалось вскоре урегулировать, сменилИсь всё возрастающей «гер­манской угрозой». – ВЕРНО

СЛОЖНЫЕ ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ РЕДКО ВСТРЕЧАЮТСЯ НА ЕГЭ

Если в подлежащее входят слова большинство, меньшинство, часть, ряд и т.д. (и другие слова с собирательным количественным значением), то сказуемое чаще будет стоять в единственном числе. Но во множественном стоять тоже может.

Рассмотрим ситуации, при которых сказуемое точно будет стоять в единственном числе.

  • У этих слов нет зависимых слов или есть зависимое слово в единственном числе:

Большинство решило принять нового участника в кооператив.
Большинство поддержало моего брата на выборах.
Большинство класса решило прогулять физкультуру.

  • В сказуемом есть страдательное причастие:

Большинство класса было отправлено на карантин.

ВАЖНО! Обратите внимание на то, что сказуемое согласуется и в роде с существительным, стоящим в именительном падеже.

Большинство участников поддержалО меня.
Часть участников поддержалА меня.
Ряд участников поддержаЛ меня.

Если подлежащее = числительное + существительное в родительном падеже.

  • Сказуемое ставится в единственном числе, если числительное оканчивается на один. Также важно обратить внимание на род подлежащего:

Пятьдесят один человек пришёл на субботник.

Тридцать одна актриса участвовала в пробах на роль в новом турецком сериале.

  • Сказуемое ставится в единственном числе, если используются числительные (существительные) тысяча, миллион, миллиард. Также важно обратить внимание на род подлежащего:

На праздник пришла тысяча человек.
Миллиард рублей пригодился экологам нашего региона.

  • Сказуемое ставится во множественном числе, если в подлежащем есть числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре:

К дому приблизились два человека.
Три подруги приглашают меня в театр.
Две машины разъехались в разные стороны.

Неправильное употребление ПАДЕЖНОЙ (ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЙ) ФОРМЫ УПРАВЛЯЕМОГО СЛОВА

Если предлог «по» означает «после чего-либо», то существительное должно быть в предложном падеже (о ком? о чем?). Обратить особое внимание нужно на «по приезде», «по прилёте», «по возвращении», «по прибытии» и т.д.

  • По окончанию курсов биологии и химии я получил диплом. – ОШИБКА
  • По окончаниИ курсов биологии и химии я получил диплом. – ВЕРНО

Существительные с предлогами согласно, вопреки, благодаря, сообразно, подобно, наперекор, наперерез (и т.д.) употребляются только с дательным падежом (кому? чему?).

  • Благодаря активного участия волонтёров Олимпиада прошла на высоком уровне. – ОШИБКА
  • Благодаря активному участию волонтёров Олимпиада прошла на высоком уровне. – ВЕРНО
  • Поезд не задержался, он прибыл на вокзал согласно расписания. – ОШИБКА
  • Поезд не задержался, он прибыл на вокзал согласно расписанию. – ВЕРНО

Обратите внимание! Формулировка «неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова» также подразумевает следующие ситуации.

  1. Есть предлог, но он неправильно употреблён: поехать на Крым, вернуться из Сахалина, обо всём признаться.
  2. Есть предлог, но предлог неправильно употреблён, окончание падежной формы неверно: рассуждает над, примириться к.
  3. Нет предлога, но он должен быть: характерный им.
  4. Нет предлога, и его не должно быть, но окончание падежной формы неправильное: изучать млекопитающие.
  5. Есть предлог, но он не нужен: обсуждали с ним о посеве, урожае и о трудном крестьянском быте.

Ознакомьтесь со списком правильной грамматической сочетаемости при синонимичных словах.

  • заведующий (управляющий) библиотекой – директор школы
  • заплатить за проезд – оплатить проезд
  • отзыв о книге (реже: отзыв на книгу) – рецензия на книгу
  • обращать внимание на себя – уделять внимание себе
  • превосходство над противником – преимущество перед противником
  • препятствовать развитию – тормозить развитие
  • различать устную речь и письменную – отличать устную речь от письменной
  • уверенность в победе – вера в победу
  • удивляться выносливости – удивлён выносливостью
  • характерный для меня – свойственный мне

Неправильное построение предложения с КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

Нельзя в одном предложении смешивать прямую и косвенную речь. Обратите особое внимание на примеры цитирования, это пригодится при написании сочинения.

При переводе прямой речи в косвенную важно следить за употреблением личных местоимений (я, мы, ты, вы и т.д.), НЕ использовать повелительное наклонениемеждометияобращения и другие слова/конструкции, характерные для прямой речи (особенно для диалога).

  • Печорин признавалсячто «я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами». – ОШИБКА
  • Печорин признавался: «Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами». – ВЕРНО

ИЛИ

  • Печорин признавалсячто ОН смеётся «над всем на свете, особенно над чувствами». – ВЕРНО.
  • Не успевший подготовить ответ студент грустно сказалчто мне понадобится ещё немного времени. – ОШИБКА
  • Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал: «Мне понадобится ещё немного времени». – ВЕРНО

ИЛИ

  • Не успевший подготовить ответ студент грустно сказалчто ЕМУ понадобится ещё немного времени. – ВЕРНО
  • Администратор ответил опоздавшим зрителям, что ничем не могу вам помочь. – ОШИБКА
  • Администратор ответил опоздавшим зрителям, что ничем не может ИМ помочь. – ВЕРНО

ИЛИ

  • Администратор ответил опоздавшим зрителям«Ничем не могу вам помочь». – ВЕРНО
  • Мама воскликнулачто принеси соленья из погреба. – ОШИБКА
  • Мама попросилачтобы я принёс соленья из погреба. – ВЕРНО

ИЛИ

  • Мама воскликнула: «Принеси соленья из погреба!» – ВЕРНО

Нарушение ВИДО-ВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

Глаголы имеют категорию «вида»:

  • несовершенный (что делать?) 
  • совершенный (что сделать?)

Глаголы имеют категорию «времени»:

  • прошедшее 
  • настоящее
  • будущее

Если в предложении встречается несколько глагольных форм, они должны соотноситься друг с другом по времени и виду. 

  • А.С. Пушкин подвергает своего героя самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя. – ОШИБКА
  • А.С. Пушкин подвергает своего героя самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает истинную сущность своего героя. – ВЕРНО

Итог: нужно внимательно следить за видом и временем глаголов в предложении. Теоретически они могут стоять в разном виде и времени, притом ошибки не будет. Однако если при несовпадении вида и времени глаголов нарушаются смысловые связи в предложении (оно обычно звучит «глупо»), то в нём есть ошибка. Чаще всего это довольно очевидно в задании №8.

Ошибка в построении СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Неоправданное употребление соотносительного слова (обычно это местоимение ТО).

Если перед нами предложение с союзом, то соотносительное слово ТО в главной части обычно не требуется. 

Если же перед нами предложение с союзным словом, то соотносительное слово ТО в главной части обычно нужно.

Проще говоря: если ТО требуется в предложении для того, чтобы задавать вопрос, то мы его используем.

  • Самгину казалось то, что хозяина слушают только из вежливости. – ОШИБКА («что» – союз, «то» ни на что не указывает, в предложении не требуется)
  • Самгину казалось, что хозяина слушают только из вежливости. – ВЕРНО

Иногда соотносительное слово ТО необходимо, поскольку без него предложение теряет смысл, не получается задать вопрос к придаточной части (помните! ТО должно указывать на что-то конкретное).

  • Анна вышла из комнаты, предварительно положив в рюкзак, что надо спрятать. – ОШИБКА
  • Анна вышла из комнаты, предварительно положив в рюкзак то, что надо спрятать. – ВЕРНО

Также к ошибке в построении сложного предложения можно отнести употребление лишнего союза (союзного слова, частицы).

  • Наверное, каждого, кто интересуется историей, волнует непростой вопрос, что неужели можно забыть о событиях, сформировавших нас как народ, как нацию. – ОШИБКА
  • Наверное, каждого, кто интересуется историей, волнует непростой вопрос: неужели можно забыть о событиях, сформировавших нас как народ, как нацию. – ВЕРНО
  • Мама спросилачто смогу ли я помочь ей развесить белье. – ОШИБКА
  • Мама спросиласмогу ли я помочь ей развесить белье. – ВЕРНО

Союзное слово КОТОРЫЙ (какой, чей) замещает ближайшее к нему существительное. Поэтому главное слово для придаточного определительного предложения должно стоять непосредственно рядом с придаточным, иначе будет нарушена логика в предложении.

  • Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёвав котором поднимается проблема сохранения культурного наследия. – ОШИБКА
  • Текст, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия, принадлежит перу Д.С. Лихачёва. – ВЕРНО

Использование лишней частицы БЫ при союзе ЧТОБЫ недопустимо.

  • Я купила раскраски, чтобы ребёнок занимался бы полезным делом. – ОШИБКА
  • Я купила раскраски, чтобы ребёнок занимался полезным делом. – ВЕРНО

Нарушение логической связи между частями предложения и использование неправильного союза. 

  • Потому что я закончил читать эту книгу, я понял глубокий замысел автора. – ОШИБКА
  • Я понял глубокий замысел автора, когда закончил читать книгу. – ВЕРНО

Ошибка в построении предложения с ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Стоит внимательно изучить и запомнить ДВОЙНЫЕ СОЮЗЫ. Очень часто ошибка связана именно с ними:

  • они могут соединять слова и конструкции, не являющиеся однородными;
  • они могут быть «разрушены», то есть одна из частей союза будет неверной;
  • также иногда союзы «смешивают» – берут две части от разных союзов и объединяют. 

ДВОЙНЫЕ СОЮЗЫ:

не только … , но и …
как … , так и …
хотя и … , но …
не столько … , сколько …
если не … , то …
насколько … , настолько

  • На тему любви созданы не только книгино и сняты чудесные фильмы. – ОШИБКА
  • На тему любви созданы не только книгино и чудесные фильмы. – ВЕРНО

В ошибочном предложении двойной союз соединяет дополнение «книги» и основу «сняты фильмы», а разные члены предложения/конструкции не могут являться однородными.

  • Старинный дом на окраине известен благодаря не столько своей красотено и таинственной истории жизни его прежних обитателей. – ОШИБКА
  • Старинный дом на окраине известен благодаря не столько своей красоте, сколько таинственной истории жизни его прежних обитателей. – ВЕРНО

Верные союзы – «не только…, но и…», «не столько…, сколько…». В ошибочном предложении они «смешаны».

  • А.С. Пушкин был первым среди тех, кто не только признавал, а также поощрял литературное дарование Н.В. Гоголя. – ОШИБКА
  • А.С. Пушкин был первым среди тех, кто не только признавал, но и поощрял литературное дарование Н.В. Гоголя. – ВЕРНО

Верный союз – «не только…, но и…». В ошибочном предложении он имеет неверную вторую часть «а также».

В предложениях с однородными сказуемыми часто последующее зависимое слово относится к обоим, но требует при этом разных вопросов. Это ошибка. ВАЖНО: искать однородные сказуемые, если не видите более очевидной ошибки с однородными, а потом задавать вопросы к зависимым.

  • В начале 60-х годов советские учёные удостоились и лично получили Нобелевскую премию. – ОШИБКА
  • В начале 60-х годов советские учёные удостоились Нобелевской премии и лично получили её– ВЕРНО

Если вначале располагается причастный оборот, а потом придаточное определительное, то перед нами ошибка в построении предложения с однородными членами.

  • Парень, рассказывавший стихотворение и который хорошо жестикулировал, понравился публике. – ОШИБКА
  • Парень, рассказывавший стихотворение и хорошо жестикулировавший, понравился публике. – ВЕРНО

ВАЖНО! Если же вначале размещается придаточное определительное, а затем причастный оборот, то подобная ошибка рассматривается как ошибка в построении сложного предложения.

Нельзя соединять как однородные члены и другие разнотипные синтаксические конструкции.

Член предложения (в том числе и распространённые члены предложения) и придаточное предложение.

  • Синоптики говорят о выпадении осадков и что атмосферное давление повысится. – ОШИБКА
  • Синоптики говорят о выпадении осадков и повышении атмосферного давления. – ВЕРНО
  • Гуляя в парке и когда профессор читал книгу, он чувствовал себя хорошо. – ОШИБКА
  • Гуляя в парке и читая книгу, профессор чувствовал себя хорошо. – ВЕРНО

Разные распространённые второстепенные члены предложения.

  • Удививший отца и подарив сестре книгу, Серёга реабилитировался. – ОШИБКА
  • Удивив отца и подарив сестре книгу, Серёга реабилитировался. – ВЕРНО

Не допускается объединение в ряду однородных членов некоторых частей речи.

Полной и краткой формы прилагательных или причастий:

  • Серёга был красив и высокий. – ОШИБКА
  • Серёга был красив и высок. – ВЕРНО
  • Серёга был красивый и высокий. – ВЕРНО

Инфинитива и существительного:

  • Я люблю русский язык и заниматься спортом. – ОШИБКА
  • Я люблю русский язык и спортивные занятия. – ВЕРНО

Однородные члены при обобщающем слове должны стоять в том же падеже, что и главное слово.

  • Писатель наделяет своего героя редкими душевными качествамиблагородство, справедливость, открытость. – ОШИБКА
  • Писатель наделяет своего героя редкими душевными качествамиблагородством, справедливостью, открытостью– ВЕРНО

Если однородные члены имеют разные предлоги, то пропускать эти предлоги нельзя. 

  • Толпы людей были повсюдуна улицах, площадях, скверах. – ОШИБКА
  • Толпы людей были повсюдуна улицах, площадях, в скверах. – ВЕРНО

«Повсюду» – где? – «на улицах, на площадях и (на) скверах» – неверно, так как правильно будет «в скверах», следовательно, перед нами грамматическая ошибка с однородными членами.

Ошибка в употреблении ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

Собирательные числительные используются:

  1. В сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: трое мужчин, двое дедушек, двое друзей, шестеро зевак.

(Допускается также использование количественных числительных: пять мужчин, встретил трех друзей, шесть зевак)

  1. В сочетании с существительными «дети», «ребята», «люди», «лица» в значении «люди»: у Марины Владимировны трое детей, встретил двоих ребят, в фильме шестеро действующих лиц.

(Допускается также использование количественных числительных: пять детей, встретил трех ребят, шесть действующих лиц)

  1. Если числительное употребляется в значении существительного или сочетается с личными местоимениями: семеро в синих шапках, нас четверо.
  2. В сочетании со словами, которые употребляются только во множественном числе, и с названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, двое носков.

(В косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами, двумя носками)

  1. Также с существительными мужского рода, обозначающими детенышей животных: четверо лисят, пятеро котят, семеро козлят.
  2. Со словами, образованными от прилагательных: трое прохожих, пятеро приглашённых. 

Собирательные числительные не сочетаются:

  1. С существительными мужского рода, являющимися названиями животных и птиц: три быка, три орла.
  2. С существительными женского рода: три сестры, две подруги.
  3. С названиями неодушевлённых предметов: два самолёта, три дерева.
  4. С существительными среднего рода: три блюдца, четыре облака.

Важно! Собирательные числительные могут обозначать количество предметов от двух до десяти.

  • В нашем классе двадцать трое учеников. – ОШИБКА
  • В нашем классе двадцать три ученика. – ВЕРНО

Нарушение в построении предложения с обособленным определением

Это просто ошибки в адъективном обороте (как причастный, только с главным словом — прилагательным). Сами ошибки такие же, как с причастным оборотом

1. Разрыв определяемым словом

Известная книга всем поразила меня. - ОШИБКА

2. Неверная форма прилагательного

Мы говорили о правиле, важным для всех. - ОШИБКА

3. Отношение оборота не к тому слову

Мы читали текст на уроке, сложный для всех. - ОШИБКА