Задание 8 ЕГЭ по русскому языку проверяет умения установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями. В тренажере использованы предложения из банка ФИПИ.
Грамматические ошибки
Предложения
Чтобы запустить тренажер, нажмите СТАРТ. Вы можете закончить тренироваться раньше, чем кончатся предложения, нажав СТОП, а так же посмотреть свои ошибки и проработать их.
Типы ошибок
Неправильное построение предложения с ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
- Определяемое слово может стоять либо перед ПО, либо после. Оно не может разрывать причастный оборот.
- Желающий освободить Александр II крестьян отменил крепостное право. – ОШИБКА
- Александр II, желающий освободить крестьян, отменил крепостное право. – ВЕРНО
- Желающий освободить крестьян Александр II отменил крепостное право. – ВЕРНО
- Определяемое слово должно согласовываться с помощью вопроса с причастием.
- Нельзя забывать о героизме наших предков, сражавшИМся за страну. – ОШИБКА
- Нельзя забывать о героизме наших предков, сражавшИХся за страну. – ВЕРНО
- ПО (причастный оборот) обычно относится к последнему существительному, то есть определяемое слово должно находиться рядом с ПО.
- Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев. – ОШИБКА
- Тянется с севера на юг лес, состоящий в основном из хвойных деревьев. – ВЕРНО
- Нельзя использовать действительные причастия вместо страдательных (и наоборот).
- Здание, долго называемое Сенатом. – ошибка
- Здание, долго называвшееся Сенатом. – верно
- В некоторых случаях употребляется либо только страдательное причастие, либо только действительное причастие от возвратного глагола (с суффиксом -ся) (хотя обе эти формы выражают одно значение). Если можно образовать страдательное причастие, то использование возвратного причастия обычно недопустимо.
- Книга, читающаяСЯ студентом. – ошибка
- Книга, читаемая студентом. – верно
- Работа, делающаяСЯ инженером. – ошибка
- Работа, делаемая инженером. – верно
ВАЖНО! Возвратное причастие часто используется вместо образования страдательных причастий прошедшего времени от глаголов несовершенного вида.
- Сочинение, написанное учеником вчера. – верно (от глагола совершенного вида «написать»)
- Сочинение, писавшееся учеником в течение трёх часов. – верно (от глагола несовершенного вида «писать»)
А ЭТО ВРЯД ЛИ ВАМ ВСТРЕТИТСЯ В ЗАДАНИИ №8 (но может быть в задании №7)
- В русском языке не может быть причастий будущего времени.
- Мы найдём людей, сделающих эту работу за нас. – ошибка
- Причастия не образуются от глаголов в форме условного наклонения.
- Проверивший бы все тексты. – ошибка
- Прочитавший бы новую книгу. – ошибка
Неправильное построение предложения с ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
Алгоритм выявления ошибок в предложениях с деепричастным оборотом.
- Находим грамматическую основу.
- Думаем, может ли подлежащее выполнять дополнительное действие, обозначенное деепричастием.
- Если не может, значит, данное предложение содержит ошибку.
- Подъезжая к дому, нам послышался чей-то крик. – ОШИБКА (Крик послышался и крик подъезжал)
- Подъезжая к дому, мы услышали чей-то крик. – ВЕРНО (Мы услышали и мы подъезжали)
Важно! Употребление ДО возможно в безличном предложении, если в состав сказуемого входит неопределённая форма глагола. В таком случае безличное предложение обычно представляет собой формулировку обобщенного характера (правило, рекомендация, инструкция).
- Вставляя пропущенные буквы, надо вспоминать соответствующие правила. – ВЕРНО. («вспоминать» – неопределённая форма глагола)
- Свернув на улицу Крупской, через минуту-другую ему стало видно набережную, а также аллею. – ОШИБКА
В данном случае в предложении содержится составное именное сказуемое, в котором неопределённая форма глагола отсутствует => употребление ДО при таких условиях невозможно; необходимо изменить предложение так, чтобы появилось подлежащее, выполняющее оба действия
- Свернув на улицу Крупской, через минуту-другую он увидел набережную, а также аллею. – ВЕРНО
В безличных предложениях нам нужно следить за тем, чтобы субъект мог выполнять оба действия (обозначенное и в сказуемом, и в ДО).
Именно поэтому также ВОЗМОЖНО употребление ДО в прочих односоставных предложениях (кроме назывных).
- Иду, думаю о прекрасном, разглядывая ворон. (определённо-личное предложение)
- В дверь постучали, использовав молоточек. (неопределённо-личное предложение)
- Сидишь, бывало, на качелях, покачивая ногами. (обобщённо-личное предложение)
Важно! Также невозможно употребление деепричастных оборотов в страдательных конструкциях (то есть в тех, где подлежащее указывает на объект действия, а не на субъект = не самостоятельно выполняет действие).
- Работая над докладом, мной был сделан интересный вывод о древнегерманских сказаниях. – ОШИБКА
- Работая над докладом, я сделал интересный вывод о древнегерманских сказаниях. – ВЕРНО
- Придумывая новые настольные игры, развиваетСЯ воображение. – ОШИБКА
- Придумывая новые настольные игры, он развивал воображение. – ВЕРНО
Нарушение в построении предложения с НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
- При несогласованном приложении (название в кавычках) есть главное слово (например, «журнал»). Название в кавычках не изменяется и стоит в именительном падеже, даже если главное слово («журнал») стоит в другом падеже.
- Если главного слова нет, то название в кавычках может изменяться.
- В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на интересное произведение. – ОШИБКА
- В журнале «Новый мир» напечатана рецензия на интересное произведение. – ВЕРНО
ИЛИ
- В «Новом мире» напечатана рецензия на интересное произведение. – ВЕРНО
Нарушение связи между ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
Важно обратить внимание на предложения, построенные по следующей схеме: ВСЕ // ТЕ, КТО + глагол в единственном числе, + глагол во множественном числе (относящийся к ТЕ // ВСЕ). Перед нами сложноподчинённое предложение. Придаточная часть стоит внутри главной. Необходимо следить за тем, к какому подлежащему относится каждое сказуемое. Ошибка может быть как в главном предложении, так и в придаточном.
- Все, кто присутствовал на заседании учёного совета, УБЕДИЛСЯ в обоснованности отклонения диссертации. – ОШИБКА
- Все, кто присутствовал на заседании учёного совета, УБЕДИЛИСЬ в обоснованности отклонения диссертации. – ВЕРНО
- Все, кто ПРИСУТСТВОВАЛИ на заседании учёного совета, убедились в обоснованности отклонения диссертации. – ОШИБКА
- Все, кто ПРИСУТСТВОВАЛ на заседании учёного совета, убедились в обоснованности отклонения диссертации. – ВЕРНО
При неопределенных и отрицательных местоимениях (некто, кто-то, никто и т.д.) сказуемое ставится в единственном числе (в прошедшем времени глагола – в форме мужского рода, даже если речь идет о лице женского пола).
- Никто из друзей не могли объяснить странного поступка Сергея. – ОШИБКА
- Никто из друзей не мог объяснить странного поступка Сергея. – ВЕРНО
- Кто-то из студентов неудачно выступили на конференции. – ОШИБКА
- Кто-то из студентов неудачно выступил на конференции. – ВЕРНО
Часто в роли подлежащего выступают несклоняемые имена существительные. Это могут быть имена собственные, имена нарицательные, аббревиатуры и т.д.
Имея дело с неизменяемыми именами собственными (Сочи, Тбилиси, Батуми, Токио и т.д.), нужно обращать особое внимание на родовое понятие слова.
- Принято считать, что Сочи стало курортом в 1909 году, когда открылся гостиничный комплекс «Кавказская Ривьера». – ОШИБКА
- Принято считать, что Сочи стал курортом в 1909 году, когда открылся гостиничный комплекс «Кавказская Ривьера». – ВЕРНО
Сочи – это город => мужской род => сказуемое тоже в мужском роде.
- Онтарио поразил путешественника: такие живописные берега и чистая вода никогда прежде ему не встречались. – ОШИБКА
- Онтарио поразило путешественника: такие живописные берега и чистая вода никогда прежде ему не встречались. – ВЕРНО
Онтарио – это озеро => средний род => сказуемое тоже в среднем роде.
Иногда одно и то же имя собственное может относиться к двум разным объектам. В таком случае важно обращать внимание на контекст.
- Штат Миссисипи славился бескрайними равнинами и могучими непроходимыми лесами, изредка сменяющимися невысокими холмами. – ВЕРНО
- Река Миссисипи, которая богата рыбами веснолосами, впечатляла туристов своим подводным миром. – ВЕРНО
СООТВЕТСТВЕННО:
- Миссисипи славился бескрайними равнинами и могучими непроходимыми лесами, изредка сменяющимися невысокими холмами. – ВЕРНО (штат)
- Миссисипи, которая богата рыбами веснолосами, впечатляла туристов своим подводным миром. – ВЕРНО (река)
В аббревиатуре важно знать главное слово и его род.
- МГУ было основано в 1755 году. – ОШИБКА
- МГУ был основан в 1755 году. – ВЕРНО
МГУ – университет => мужской род => сказуемое тоже в мужском роде.
- ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. – ОШИБКА
- ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. – ВЕРНО
ООН – организация => женский род => сказуемое тоже в женском роде.
Слова-исключения:
- МИД (министерство иностранных дел) подтвердил
- ТАСС (телеграфное агентство Советского Союза) выложил новость
- ВУЗ (высшее учебное заведение) открыл двери для абитуриентов
Ознакомьтесь со списком несклоняемых имён существительных, выступающих в роли подлежащего.
НАВИГАТОР от ФИПИ
|
Аббревиатуры |
Собственные имена существительные |
Нарицательные имена существительные |
|
РФ (Российская Федерация) – ж.р. |
Сочи – м.р. |
Пони – м.р. |
|
СНГ (Содружество Независимых Государств) – ср.р. |
Баку – м.р. |
Шимпанзе – м.р. |
|
КНР (Китайская Народная Республика) – ж.р. |
Тбилиси – м.р. |
Какаду – м.р. |
|
ООН (Организация Объединённых Наций) – ж.р. |
Батуми – м.р. |
Кенгуру – м.р. |
|
МВД (Министерство внутренних дел) – ср.р. |
Дели – м.р. |
Фламинго – м.р. |
|
МЧС (Министерство по чрезвычайным ситуациям) – ср.р. |
Токио – м.р. |
Какао – ср.р. |
|
ФСБ (Федеральная служба безопасности) – ж.р. |
Капри (остров) – м.р. |
Манго – ср.р. |
|
ГАИ (Государственная автомобильная инспекция) – ж.р. |
Миссисипи (река) – ж.р. |
Киви – ср.р. |
|
РИА (Российское информационное агентство) – ср.р. |
Конго (река) – ж.р. |
Авокадо – ср.р. |
|
РАН (Российская академия наук) – ж.р. |
Гоби (пустыня) – ж.р. |
Алоэ – ср.р. |
|
МГУ (Московский государственный университет) – м.р. |
Онтарио (озеро) – ср.р. |
Кольраби – ж.р. |
|
НИИ (Научно-исследовательский институт) – м.р. |
Гюго (писатель) – м.р. |
Метро – ср.р. |
|
МФЦ (Многофункциональный центр) – м.р. |
Дюма (писатель) – м.р. |
Такси – ср.р. |
|
ГЭС (гидроэлектростанция) – ж.р. |
Верди (композитор) – м.р. |
Депо – ср.р. |
|
АЭС (атомная электростанция) – ж.р. |
Шоссе – ср.р. |
|
|
ТЭЦ (теплоэлектроцентраль) – ж.р. |
Авеню – ж.р. |
|
|
МХАТ (Московский Художественный академический театр) – м.р. |
Пальто – ср.р. |
|
|
ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) – ж.р. |
Жабо – ср.р. |
|
|
ЕГЭ (единый государственный экзамен) – м.р. |
Кашне – ср.р. |
|
|
ЭКГ (электрокардиограмма) – ж.р. |
Кашпо – ср.р. |
|
|
ЧП (чрезвычайное происшествие) – ср.р. |
Кино – ср.р. |
|
|
БАД (биологически активная добавка) – ж.р. |
Радио – ср.р. |
Иногда приложение и подлежащее, к которому оно относится, имеют разный род. И согласовать сказуемое в роде с приложением – ошибка. С подлежащим – верно. Будьте внимательны!
- Газета «Коммерсантъ» отпраздновал юбилей. – ОШИБКА
- Газета «Коммерсантъ» отпраздновалА юбилей. – ВЕРНО
Если среди подлежащих, которые стоят перед сказуемым, есть существительное во множественном числе, то сказуемое обязательно должно стоять во множественном числе.
- Российская Арктика славится природными ресурсами, однако долгий срок реализации проектов, огромные финансовые затраты, тяжёлые климатические условия и сложность логистики СТОИТ на пути их освоения. – ОШИБКА
- Российская Арктика славится природными ресурсами, однако долгий срок реализации проектов, огромные финансовые затраты, тяжёлые климатические условия и сложность логистики СТОЯТ на пути их освоения. – ВЕРНО
Иногда подлежащее и сказуемое просто не согласованы в роде или числе. Чтобы заменить это и исправить, нужна только внимательность.
- Первая половина XIX века стала важным периодом в русской культуре, когда сложилась та среда, которая формировало и объединяло общество. – ОШИБКА
- Первая половина XIX века стала важным периодом в русской культуре, когда сложилась та среда, которая формировалА и объединялА общество. – ВЕРНО
- Противоречия с Англией, которые удалось вскоре урегулировать, сменилось всё возрастающей «германской угрозой». – ОШИБКА
- Противоречия с Англией, которые удалось вскоре урегулировать, сменилИсь всё возрастающей «германской угрозой». – ВЕРНО
СЛОЖНЫЕ ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ РЕДКО ВСТРЕЧАЮТСЯ НА ЕГЭ
Если в подлежащее входят слова большинство, меньшинство, часть, ряд и т.д. (и другие слова с собирательным количественным значением), то сказуемое чаще будет стоять в единственном числе. Но во множественном стоять тоже может.
Рассмотрим ситуации, при которых сказуемое точно будет стоять в единственном числе.
- У этих слов нет зависимых слов или есть зависимое слово в единственном числе:
Большинство решило принять нового участника в кооператив.
Большинство поддержало моего брата на выборах.
Большинство класса решило прогулять физкультуру.
- В сказуемом есть страдательное причастие:
Большинство класса было отправлено на карантин.
ВАЖНО! Обратите внимание на то, что сказуемое согласуется и в роде с существительным, стоящим в именительном падеже.
Большинство участников поддержалО меня.
Часть участников поддержалА меня.
Ряд участников поддержаЛ меня.
Если подлежащее = числительное + существительное в родительном падеже.
- Сказуемое ставится в единственном числе, если числительное оканчивается на один. Также важно обратить внимание на род подлежащего:
Пятьдесят один человек пришёл на субботник.
Тридцать одна актриса участвовала в пробах на роль в новом турецком сериале.
- Сказуемое ставится в единственном числе, если используются числительные (существительные) тысяча, миллион, миллиард. Также важно обратить внимание на род подлежащего:
На праздник пришла тысяча человек.
Миллиард рублей пригодился экологам нашего региона.
- Сказуемое ставится во множественном числе, если в подлежащем есть числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре:
К дому приблизились два человека.
Три подруги приглашают меня в театр.
Две машины разъехались в разные стороны.
Неправильное употребление ПАДЕЖНОЙ (ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЙ) ФОРМЫ УПРАВЛЯЕМОГО СЛОВА
Если предлог «по» означает «после чего-либо», то существительное должно быть в предложном падеже (о ком? о чем?). Обратить особое внимание нужно на «по приезде», «по прилёте», «по возвращении», «по прибытии» и т.д.
- По окончанию курсов биологии и химии я получил диплом. – ОШИБКА
- По окончаниИ курсов биологии и химии я получил диплом. – ВЕРНО
Существительные с предлогами согласно, вопреки, благодаря, сообразно, подобно, наперекор, наперерез (и т.д.) употребляются только с дательным падежом (кому? чему?).
- Благодаря активного участия волонтёров Олимпиада прошла на высоком уровне. – ОШИБКА
- Благодаря активному участию волонтёров Олимпиада прошла на высоком уровне. – ВЕРНО
- Поезд не задержался, он прибыл на вокзал согласно расписания. – ОШИБКА
- Поезд не задержался, он прибыл на вокзал согласно расписанию. – ВЕРНО
Обратите внимание! Формулировка «неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова» также подразумевает следующие ситуации.
- Есть предлог, но он неправильно употреблён: поехать на Крым, вернуться из Сахалина, обо всём признаться.
- Есть предлог, но предлог неправильно употреблён, окончание падежной формы неверно: рассуждает над, примириться к.
- Нет предлога, но он должен быть: характерный им.
- Нет предлога, и его не должно быть, но окончание падежной формы неправильное: изучать млекопитающие.
- Есть предлог, но он не нужен: обсуждали с ним о посеве, урожае и о трудном крестьянском быте.
Ознакомьтесь со списком правильной грамматической сочетаемости при синонимичных словах.
- заведующий (управляющий) библиотекой – директор школы
- заплатить за проезд – оплатить проезд
- отзыв о книге (реже: отзыв на книгу) – рецензия на книгу
- обращать внимание на себя – уделять внимание себе
- превосходство над противником – преимущество перед противником
- препятствовать развитию – тормозить развитие
- различать устную речь и письменную – отличать устную речь от письменной
- уверенность в победе – вера в победу
- удивляться выносливости – удивлён выносливостью
- характерный для меня – свойственный мне
Неправильное построение предложения с КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ
Нельзя в одном предложении смешивать прямую и косвенную речь. Обратите особое внимание на примеры цитирования, это пригодится при написании сочинения.
При переводе прямой речи в косвенную важно следить за употреблением личных местоимений (я, мы, ты, вы и т.д.), НЕ использовать повелительное наклонение, междометия, обращения и другие слова/конструкции, характерные для прямой речи (особенно для диалога).
- Печорин признавался, что «я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами». – ОШИБКА
- Печорин признавался: «Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами». – ВЕРНО
ИЛИ
- Печорин признавался, что ОН смеётся «над всем на свете, особенно над чувствами». – ВЕРНО.
- Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что мне понадобится ещё немного времени. – ОШИБКА
- Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал: «Мне понадобится ещё немного времени». – ВЕРНО
ИЛИ
- Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что ЕМУ понадобится ещё немного времени. – ВЕРНО
- Администратор ответил опоздавшим зрителям, что ничем не могу вам помочь. – ОШИБКА
- Администратор ответил опоздавшим зрителям, что ничем не может ИМ помочь. – ВЕРНО
ИЛИ
- Администратор ответил опоздавшим зрителям: «Ничем не могу вам помочь». – ВЕРНО
- Мама воскликнула, что принеси соленья из погреба. – ОШИБКА
- Мама попросила, чтобы я принёс соленья из погреба. – ВЕРНО
ИЛИ
- Мама воскликнула: «Принеси соленья из погреба!» – ВЕРНО
Нарушение ВИДО-ВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
Глаголы имеют категорию «вида»:
- несовершенный (что делать?)
- совершенный (что сделать?)
Глаголы имеют категорию «времени»:
- прошедшее
- настоящее
- будущее
Если в предложении встречается несколько глагольных форм, они должны соотноситься друг с другом по времени и виду.
- А.С. Пушкин подвергает своего героя самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя. – ОШИБКА
- А.С. Пушкин подвергает своего героя самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает истинную сущность своего героя. – ВЕРНО
Итог: нужно внимательно следить за видом и временем глаголов в предложении. Теоретически они могут стоять в разном виде и времени, притом ошибки не будет. Однако если при несовпадении вида и времени глаголов нарушаются смысловые связи в предложении (оно обычно звучит «глупо»), то в нём есть ошибка. Чаще всего это довольно очевидно в задании №8.
Ошибка в построении СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Неоправданное употребление соотносительного слова (обычно это местоимение ТО).
Если перед нами предложение с союзом, то соотносительное слово ТО в главной части обычно не требуется.
Если же перед нами предложение с союзным словом, то соотносительное слово ТО в главной части обычно нужно.
Проще говоря: если ТО требуется в предложении для того, чтобы задавать вопрос, то мы его используем.
- Самгину казалось то, что хозяина слушают только из вежливости. – ОШИБКА («что» – союз, «то» ни на что не указывает, в предложении не требуется)
- Самгину казалось, что хозяина слушают только из вежливости. – ВЕРНО
Иногда соотносительное слово ТО необходимо, поскольку без него предложение теряет смысл, не получается задать вопрос к придаточной части (помните! ТО должно указывать на что-то конкретное).
- Анна вышла из комнаты, предварительно положив в рюкзак, что надо спрятать. – ОШИБКА
- Анна вышла из комнаты, предварительно положив в рюкзак то, что надо спрятать. – ВЕРНО
Также к ошибке в построении сложного предложения можно отнести употребление лишнего союза (союзного слова, частицы).
- Наверное, каждого, кто интересуется историей, волнует непростой вопрос, что неужели можно забыть о событиях, сформировавших нас как народ, как нацию. – ОШИБКА
- Наверное, каждого, кто интересуется историей, волнует непростой вопрос: неужели можно забыть о событиях, сформировавших нас как народ, как нацию. – ВЕРНО
- Мама спросила, что смогу ли я помочь ей развесить белье. – ОШИБКА
- Мама спросила, смогу ли я помочь ей развесить белье. – ВЕРНО
Союзное слово КОТОРЫЙ (какой, чей) замещает ближайшее к нему существительное. Поэтому главное слово для придаточного определительного предложения должно стоять непосредственно рядом с придаточным, иначе будет нарушена логика в предложении.
- Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия. – ОШИБКА
- Текст, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия, принадлежит перу Д.С. Лихачёва. – ВЕРНО
Использование лишней частицы БЫ при союзе ЧТОБЫ недопустимо.
- Я купила раскраски, чтобы ребёнок занимался бы полезным делом. – ОШИБКА
- Я купила раскраски, чтобы ребёнок занимался полезным делом. – ВЕРНО
Нарушение логической связи между частями предложения и использование неправильного союза.
- Потому что я закончил читать эту книгу, я понял глубокий замысел автора. – ОШИБКА
- Я понял глубокий замысел автора, когда закончил читать книгу. – ВЕРНО
Ошибка в построении предложения с ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Стоит внимательно изучить и запомнить ДВОЙНЫЕ СОЮЗЫ. Очень часто ошибка связана именно с ними:
- они могут соединять слова и конструкции, не являющиеся однородными;
- они могут быть «разрушены», то есть одна из частей союза будет неверной;
- также иногда союзы «смешивают» – берут две части от разных союзов и объединяют.
ДВОЙНЫЕ СОЮЗЫ:
не только … , но и …
как … , так и …
хотя и … , но …
не столько … , сколько …
если не … , то …
насколько … , настолько
- На тему любви созданы не только книги, но и сняты чудесные фильмы. – ОШИБКА
- На тему любви созданы не только книги, но и чудесные фильмы. – ВЕРНО
В ошибочном предложении двойной союз соединяет дополнение «книги» и основу «сняты фильмы», а разные члены предложения/конструкции не могут являться однородными.
- Старинный дом на окраине известен благодаря не столько своей красоте, но и таинственной истории жизни его прежних обитателей. – ОШИБКА
- Старинный дом на окраине известен благодаря не столько своей красоте, сколько таинственной истории жизни его прежних обитателей. – ВЕРНО
Верные союзы – «не только…, но и…», «не столько…, сколько…». В ошибочном предложении они «смешаны».
- А.С. Пушкин был первым среди тех, кто не только признавал, а также поощрял литературное дарование Н.В. Гоголя. – ОШИБКА
- А.С. Пушкин был первым среди тех, кто не только признавал, но и поощрял литературное дарование Н.В. Гоголя. – ВЕРНО
Верный союз – «не только…, но и…». В ошибочном предложении он имеет неверную вторую часть «а также».
В предложениях с однородными сказуемыми часто последующее зависимое слово относится к обоим, но требует при этом разных вопросов. Это ошибка. ВАЖНО: искать однородные сказуемые, если не видите более очевидной ошибки с однородными, а потом задавать вопросы к зависимым.
- В начале 60-х годов советские учёные удостоились и лично получили Нобелевскую премию. – ОШИБКА
- В начале 60-х годов советские учёные удостоились Нобелевской премии и лично получили её. – ВЕРНО
Если вначале располагается причастный оборот, а потом придаточное определительное, то перед нами ошибка в построении предложения с однородными членами.
- Парень, рассказывавший стихотворение и который хорошо жестикулировал, понравился публике. – ОШИБКА
- Парень, рассказывавший стихотворение и хорошо жестикулировавший, понравился публике. – ВЕРНО
ВАЖНО! Если же вначале размещается придаточное определительное, а затем причастный оборот, то подобная ошибка рассматривается как ошибка в построении сложного предложения.
Нельзя соединять как однородные члены и другие разнотипные синтаксические конструкции.
Член предложения (в том числе и распространённые члены предложения) и придаточное предложение.
- Синоптики говорят о выпадении осадков и что атмосферное давление повысится. – ОШИБКА
- Синоптики говорят о выпадении осадков и повышении атмосферного давления. – ВЕРНО
- Гуляя в парке и когда профессор читал книгу, он чувствовал себя хорошо. – ОШИБКА
- Гуляя в парке и читая книгу, профессор чувствовал себя хорошо. – ВЕРНО
Разные распространённые второстепенные члены предложения.
- Удививший отца и подарив сестре книгу, Серёга реабилитировался. – ОШИБКА
- Удивив отца и подарив сестре книгу, Серёга реабилитировался. – ВЕРНО
Не допускается объединение в ряду однородных членов некоторых частей речи.
Полной и краткой формы прилагательных или причастий:
- Серёга был красив и высокий. – ОШИБКА
- Серёга был красив и высок. – ВЕРНО
- Серёга был красивый и высокий. – ВЕРНО
Инфинитива и существительного:
- Я люблю русский язык и заниматься спортом. – ОШИБКА
- Я люблю русский язык и спортивные занятия. – ВЕРНО
Однородные члены при обобщающем слове должны стоять в том же падеже, что и главное слово.
- Писатель наделяет своего героя редкими душевными качествами: благородство, справедливость, открытость. – ОШИБКА
- Писатель наделяет своего героя редкими душевными качествами: благородством, справедливостью, открытостью. – ВЕРНО
Если однородные члены имеют разные предлоги, то пропускать эти предлоги нельзя.
- Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. – ОШИБКА
- Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. – ВЕРНО
«Повсюду» – где? – «на улицах, на площадях и (на) скверах» – неверно, так как правильно будет «в скверах», следовательно, перед нами грамматическая ошибка с однородными членами.
Ошибка в употреблении ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО
Собирательные числительные используются:
- В сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: трое мужчин, двое дедушек, двое друзей, шестеро зевак.
(Допускается также использование количественных числительных: пять мужчин, встретил трех друзей, шесть зевак)
- В сочетании с существительными «дети», «ребята», «люди», «лица» в значении «люди»: у Марины Владимировны трое детей, встретил двоих ребят, в фильме шестеро действующих лиц.
(Допускается также использование количественных числительных: пять детей, встретил трех ребят, шесть действующих лиц)
- Если числительное употребляется в значении существительного или сочетается с личными местоимениями: семеро в синих шапках, нас четверо.
- В сочетании со словами, которые употребляются только во множественном числе, и с названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, двое носков.
(В косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами, двумя носками)
- Также с существительными мужского рода, обозначающими детенышей животных: четверо лисят, пятеро котят, семеро козлят.
- Со словами, образованными от прилагательных: трое прохожих, пятеро приглашённых.
Собирательные числительные не сочетаются:
- С существительными мужского рода, являющимися названиями животных и птиц: три быка, три орла.
- С существительными женского рода: три сестры, две подруги.
- С названиями неодушевлённых предметов: два самолёта, три дерева.
- С существительными среднего рода: три блюдца, четыре облака.
Важно! Собирательные числительные могут обозначать количество предметов от двух до десяти.
- В нашем классе двадцать трое учеников. – ОШИБКА
- В нашем классе двадцать три ученика. – ВЕРНО
Нарушение в построении предложения с обособленным определением
Это просто ошибки в адъективном обороте (как причастный, только с главным
словом — прилагательным). Сами ошибки такие же, как с причастным оборотом
1. Разрыв определяемым словом
Известная книга всем поразила
меня. - ОШИБКА
2. Неверная форма прилагательного
Мы говорили о правиле, важным для всех. - ОШИБКА
3. Отношение оборота не к тому слову
Мы читали текст на уроке, сложный для всех.
- ОШИБКА