Задание 22 ЕГЭ по русскому языку проверяет, как вы умеете находить в предложениях изобразительно-выразительные средства языка. В тренажере использованы предложения из банка ФИПИ, с реальных ЕГЭ и из официальных сборников.
00:00
Прогресс: 0% (0/0) | Результативность: 0%
Сопоставьте предложениям изобразительно-выразительные средства языка:
Предложения
Изобразительно-выразительные средства языка
Чтобы запустить тренажер, нажмите СТАРТ. Вы можете закончить тренироваться раньше, чем кончатся предложения, нажав СТОП, а так же посмотреть свои ошибки и проработать их.
Изобразительно-выразительные средства языка
| ТРОПЫ | ||
| Троп | Определение | Примеры |
| Метафора | перенос значения по сходству | реставрация памяти; царство детства; парализована страхом; лабиринты боли; король трущобных окраин. |
| Метонимия | перенос значения по смежности | съесть блюдо (= пищу); расплескали ведро (= воду); прочитал Быкова (= произведения Быкова); улица внимательно смотрела (= люди на улице); серп гулял по полю (= работник с серпом). |
| Олицетворение | уподобление предмета/явления живому существу | музыка жаловалась мне; крепость истекала кровью; плачущая совесть ругала. |
| Сравнение | сопоставление А и В при помощи союзов («как», «словно», «точно», «будто» и т.д.), творительного падежа | словно душа леса; вспыхнула запредельным огнём; будто фиолетовое покрывало; как колокольчик. |
| Эпитет | образные, эмоциональные определения (прилагательные) | усталые кострища; весёлый ветер; щемящая боль; стеклянные глаза; вечерние тягучие тучи; такой милый и лопоухий день. |
| Гипербола | преувеличение | он мучается за всех людей; я повторила тысячу раз; весь мир у наших ног |
| Литота | преуменьшение | жизнь – это миг; лошадь величиной с кота. |
|
Фонетические/звуковые средства выразительности |
||
| Ф. средства | Определение | Примеры |
| Аллитерация | фонетический (звуковой) приём, состоящий в повторении одинаковых или сходных согласных | Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит… |
| Ассонанс | фонетический (звуковой) приём, состоящий в повторении одинаковых или сходных гласных | Зеленеют земли перелеском, Снежный месяц бледным, летним блеском… |
|
ПРИЁМЫ |
||
| Приёмы | Определение | Примеры |
| Синтаксический параллелизм | явление, при котором в смежных предложениях или частях предложений соблюдается одинаковая структура | Исчезла библиотека. Исчезла булочная. Исчезла международная переговорная. |
| Парцелляция | дробление предложения (единой мысли) на несколько самостоятельных частей, графически выделенных как самостоятельные предложения | 1. Никогда не писал длинных писем. Никому. 2. Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. По велению души. |
| Вопросно-ответная форма изложения | форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы | Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно. |
| Градация | расположение слов/выражений, относящихся к одному предмету, в порядке повышения или понижения смысловой/эмоциональной значимости | скорбеть, негодовать, ужасаться; мучит, терзает, истязает. |
| Инверсия | нарушение прямого порядка слов в предложении | 1. Соня из зала выбежала. 2. Досадно было, боя ждали. |
| Лексический повтор | повторение в определённой части текста одного и того же слова, конструкции | Иногда, только иногда помогал мой крёстный отец; помогали иногда знакомые. |
| Анафора | единоначатие, повторение слова/слов в начале нескольких предложений | 1. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. 2. Выходит, что я не посторонний, не чужой! Выходит, что солнце светит и для меня… |
| Эпифора | повторение слова/слов в конце нескольких предложений | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? |
| Антитеза (противопоставление) | сопоставление логически противоположных понятий/образов | 1. Так хорошо вокруг – и вдруг мёртвая птица. 2. Тёма, это не человек, а семьдесят килограммов всевозможной заразы! |
| Риторический вопрос | вопрос, который ставится с целью привлечения внимания к какому-либо явлению (а не с целью получения ответа) | Что день грядущий нам готовит? |
| Риторическое восклицание | восклицательное предложение, в котором, кроме интонации, присутствуют дополнительные языковые средства – восклицательные частицы («какой», «что за», «ну и» и т.д.) | Какой размах! Какой простор уму! |
| Риторическое обращение | обращение к тем, кто непосредственно не участвует в общении | 1. Смолкни, военная труба! 2. Уймись, велеречивый оратор! |
| Многосоюзие (полисиндетон) | такое построение предложения, когда все (или почти все) однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом | И гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы. |
| Бессоюзие (асиндетон) | приём, который подразумевает такое построение речи, при котором союзы в предложении опущены. Придаёт высказыванию динамичность, помогает передать быструю смену картин) | 1. Швед, русский – колет, рубит, режет. 2. Пришёл, увидел, победил. |